Север и рынок. 2017, N 4.
управления в условиях общих природных и социальных вызовов и позволяет применять передовые практики институционального обустройства, накопленные в одних регионах Арктики, в других регионах других стран. Действительно, арктические регионы разных стран выступают конкурентами друг друга на мировых рынках ресурсных продуктов. Но вот по институциональным техникам, технологиям такой конкуренции нет! Поэтому в рамках арктического управления существует явная возможность налаживать широкий обмен передовыми практиками. Возникает вопрос: а какие существуют сегодня возможности «мерить» арктическое управление? В России вся статистика по кадровому составу органов местного самоуправления может быть использована в этих целях. Особенно конструктивно сопоставлять квалификационно-кадровый состав арктических, северных и территорий умеренной зоны, чтобы «отбить» специфику именно арктического управления. Наши ранние работы по «большой» Тюменской области подтвердили, что в арктическом ЯНАО количество кадровых управленцев (работников органов региональной и муниципальной власти) на 1000 человек населения больше, чем в северном ХМАО — Югре, а там больше, чем на юге Тюменской области1. Другие измерения могут быть связаны со статистикой завоза на Север критического продовольствия и энергоносителей. Она определяет увязку арктического управления с товарными потоками на Север и в Арктику из остальной страны. Неоценимую помощь в исследовании особенностей арктического управления может оказать база данных нормативной правовой информации по регионам и муниципальным образованиям «Консультант+», бюджетная статистика, материалы соглашений между региональной/муниципальной властью и корпоративными структурами в рамках корпоративной социальной ответственности, информация по самоорганизации общественных и предпринимательских институтов в районах и городах Арктики, данные по присутствию на арктических территориях федеральных (национальных) структур и институтов и др. Через все выступления по арктическому управлению тема арктической исключительности проходила, можно сказать, сквозной нитью. Но здесь, как и во многих других тематических направлениях, остро не хватало теоретико-методологического обобщения, концептуализации, хотя потребность в этом остро ощущалась на многих площадках конгресса. 6. Широкий фронт исследовательских проектов В сотнях прозвучавших на конгрессе и опубликованных на его сайте докладах содержатся ссылки на исследовательские проекты, в рамках которых осуществлялась организация (в том числе финансирование) экспедиционных и камеральных работ в национальных селах, местных сообществах, горных объектах и городах Арктики. Конечно, перечень этих проектов далеко не полный, потому что многие участники конгресса, которые выступали на нем с докладами, не всегда идентифицировали свою работу с конкретным международным или национальным проектом, с которым она была связана. И далеко не все самые значимые проекты, реализуемые сегодня в Арктике, попали в этот список. Тем не менее «проектный анализ» опубликованных тезисов конгресса позволяет диагностировать широту прозвучавшей на нем тематики и ее основные тренды. Тридцать три упомянутых в явном виде исследовательских проекта в тезисах участников конгресса можно тематически структурировать по семи группам (табл. 2). Вглядываясь в детали сюжетов каждого проекта, легко за описанием «деревьев» потерять «лес» — не увидеть крупных, стратегических исследовательских направлений, на разработку которых нацелены описанные группы проектов. Поэтому обозначим их, в подкреплении приводя номера проектов, в которых они получают развитие: • интеграция физико- и экономико-географической информации, усилий естественных и общественных наук на платформе конкретных арктических полигонов (акватерриториальных площадок) в интересах новаторского, креативного многоакторного и многоуровневого арктического соуправления (1-7); • определение экономической жизнестойкости арктических домохозяйств, местных сообществ, предпринимателей, горной отрасли и в целом систем природопользования, арктических городов и всей арктической экономики полярных регионов Канады, США, России, Скандинавии, Исландии, Фарерских островов и Гренландии в условиях очень быстрых глобальных природно-климатических и социальных изменений (8-14); 1 Пилясов А. Н. Политическая экономия тюменской реинтеграции // Проблемы сложноподчиненных субъектов РФ. Индем, 2000. С. 71-112. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz