Север и рынок. 2017, N 4.
В СССР на Севере доминировала районная модель управления горными объектами, при размещении нового проекта прежде всего рассчитывались районные эффекты и условия, уровень отдельного затронутого проектом местного сообщества редко рассматривался при плановых расчетах. Это подтверждает сам термин «районная планировка» — районные эффекты и условия новых проектов прогнозировались в первую очередь. С другой стороны, в новой экономике Арктики исключительно важным становится местный, локальный уровень воздействия и отношений горной отрасли и территории, т. е. отдельного местного сообщества. Практика показывает, что различия ситуаций от поселка к поселку в отношениях даже с одной компанией могут быть радикальными. Автору приходилось проводить опросы в соседних поселках газотранспортных станций «Газпрома», в которых ситуации между сообществом и компанией определялись от конфликтных до кооперативных. Неслучайно все новые институты, в том числе институт социальной лицензии как орудие в руках сообщества разрешать или запрещать всякую горную деятельность у себя дома, приурочен именно к местному уровню взаимодействия. В-третьих, это фактор распределения денежных и неденежных издержек и выгод от проекта. Очевидно, что они будут зависеть от стадии отработки месторождения, а также от экономико-географического положения конкретных местных сообществ — находятся ли они ближе к районному центру или ближе к самому руднику? Формализация форм и объемов распределения выгод от проекта может происходить в специальных договорах (соглашениях). Здесь мы подходим к очень интересному вопросу специфики арктических экстерналий — дополнительных, подчас неожиданных, выгод, созданных проектом или горнопромышленным освоением в целом. Эти экстерналии от проектов в арктической низкоплотностной среде высокой неопределенности и рисков, этнически специфичной, характеризуются значительными особенностями по сравнению с проектами горной отрасли умеренной зоны. Прежде всего, это дополнительная инфраструктурная обустроенность места, которая создана в интересах производства проекта, но которая во многих случаях может впоследствии использоваться и местным населением для улучшения комфорта своей жизни. Это могут быть постоянные или временные дороги, линии электропередач, протянутые для реализации проекта, объекты связи и линии коммуникации. Другими экстерналиями проекта могут быть фирмы местного производственного сервиса, созданные специально для обслуживания проекта, но способные ввиду своих компетенций потом отдрейфовать от самого проекта при его завершении в интересах, например, муниципального или регионального управления (например, ГИС-технологии). В вопросах кадров арктическая специфика экстерналий состоит в том, что обученные мигранты часто после реализации проекта уезжают, а вот обученные коренные жители остаются и могут трансформировать свои компетенции для развития здесь нового местного бизнеса. Активная разработка проблем горной отрасли в десятках докладов конгресса со всей очевидностью определили значительную специфику развертывания и жизни горных проектов в пространствах Арктики. Для обобщения черт этой исключительности целесообразно опираться на обозначенные нами «зацепки». 5. Специфика арктического управления Большой блок докладов конгресса был посвящен вопросам арктического управления. И это неудивительно — экстремальные условия Арктики, с одной стороны, выдвигают специфические требования перед управлением социально-экономическими процессами в этих удаленных и низкоплотностных пространствах; с другой стороны, обусловливают и особенности самого управления как существенно более партнерского, совместного, многоакторного процесса, чем в условиях умеренной зоны. Можно сказать, что насколько природа арктической экономики комплексная, слитно связующая разные отрасли и виды деятельности, в такой же степени и управление здесь носит комплексный, в смысле многоакторный, характер. Если считать только те работы, в названии которых слово governance было прямо приведено, получится по сборнику тезисов 23 доклада, а если и те, в тексте которых это слово приводилось хотя бы раз, то существенно больше (более 40). Все доложенные работы по теме arctic governance условно можно сгруппировать по четырем направлениям. Первое — это методологические работы в основном общего плана, в которых описывается специфическая природа арктического управления с акцентом 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz