Север и рынок. 2017, N 4.
сведениями в каждом разделе приводятся и методологические сведения, важные для молодых исследователей (студентов и аспирантов) арктической экономики, например, про особенности учета северного ВРП, особенности инвестиционной политики в северной ресурсной экономике. То, о чем нам мечталось в Госкомсевере России в 1990-е гг. в плане учета специфики ресурсной экономики в практике статического счета, здесь уже доработано до предметных деталей, которые можно внедрять в практику общего статистического наблюдения в полярных странах и в общую практику экономических исследований в Арктике. По данным доклада, в целом подушевой ВРП арктических территорий мира оказывается выше, чем неарктических территорий полярных стран. В России этот контраст особенно велик и составляет более двух раз. Также выше подушевой ВРП арктических территорий, чем неарктических, в Канаде и США. С другой стороны, во всех странах Скандинавского Севера действуют абсолютно другие закономерности — здесь подушевой ВРП неарктических территорий в среднем выше, чем арктических территорий этих стран. Аналогичные закономерности обнаруживаются и в подушевом располагаемом доходе домохозяйств, но здесь контрасты между арктическими и неарктическими территориями меньше. В этой обнаруженной авторами проекта «Экономика Севера» закономерности можно увидеть подтверждение глубокой дихотомии между арктическими федерациями и унитарными странами, которая выходит наружу по многим экономическим, политическим, географическим срезам. В отчете по экономике Севера 2015 года содержатся сведения, которые позволяют построить сводную таблицу по структуре ВРП арктических территорий мира (табл. 1). Эта таблица позволяет сделать интересные сравнения о природе арктической экономики разных полярных стран. Несмотря на значительные внешние сходства, оказывается, что арктическая экономика в своих региональных версиях имеет значительные различия. Беспрецедентное доминирование блока добычных отраслей в структуре ВРП Арктики России общеизвестно. Арктика США и Арктика Канады имеют здесь почти двухкратное отставание от Арктики России. Но любопытно другое: все арктические федерации, характеризующиеся значительными заполярными пространствами в своей юрисдикции, значительно превосходят унитарные страны в доле добычного ВРП. Получается, что обширные удаленные пространства крупных арктических федераций просто безальтернативно обусловливают общую нацеленность на постоянное фронтирное, пионерное ресурсное их освоение. Что касается обрабатывающих производств, то здесь тенденция обратная. Как раз именно унитарные страны с малыми заполярными пространствами оказываются мировыми лидерами в Арктике в доле перерабатывающей интеллектуальной и ресурсообрабатывающей промышленности в своем ВРП — Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия. Позиции же федеративных стран и обширной Гренландии здесь существенно скромнее. Анализ роли блока государственного управления и других государственных услуг в структуре ВРП обнаруживает интересный парадокс: Россия абсолютно отстает от всех своих полярных соседей в этой сфере. Раздутый ресурсный блок абсолютно подавляет значимость государственных услуг, которые здесь минимальны среди всех стран Арктики. А самыми «социалистическими» по значимости предоставляемых государственных услуг оказываются Норвегия, Канада, Исландия, Финлядия. Именно здесь максимальная доля услуг государственного управления и безопасности, образования и здравоохранения в структуре ВРП, что следует расценить, безусловно, позитивно. Но вспомним, что еще 30 лет назад Россия, СССР, были безусловными чемпионами по степени огосударствленности своей арктической экономики, по тотальности проникновения государства во все сферы жизни и хозяйства. И вот теперь, похоже, после 25 лет рыночных реформ Россия парадоксально недогосударствлена в своей Арктике и на Севере, роль всех государственных услуг скукожена просто до миниатюрной на фоне всех других стран, где они развиты полноценно и адекватно объективным потребностям арктической экономики всегда в большей роли государства, чем на «материке». Получается, что под натиском либеральных идей, боясь всего государственного на Севере и в Арктике, Россия провела новый уникальный эксперимент по тотальному уходу государства из всех сфер арктической экономики, в которых оно ранее доминировало. И теперь держит пальму сомнительного лидерства как самая либеральная, самая корпоративная в Арктике. Обратной стороной этого лидерства является тотальный отток населения, особенно молодежи, из Арктики и с Севера — без адекватного государственного участия в его обустройстве и строительстве они радикально утратили свою былую советскую привлекательность. Получается, что тотально огосударствленный советский Север и Арктика были привлекательны для всех или многих мигрантов страны, а вот корпоративная Арктика привлекательна только для очень немногих, которым повезло «пролезть» на руководящие должности в арктические филиалы российских ресурсных корпораций или стать их «уполномоченными» поставщиками. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz