Север и рынок. 2017, N 4.

Для проведения экономической оценки использованы методы прямой и косвенной рыночной оценки; методы компенсационных и транспортно-путевых затрат; метод экономического ущерба. Провести оценку функций природного капитала объективно затруднительно, и, на наш взгляд, возможно только лишь обозначить нижнюю границу. Оценивая регулирование климата (с помощью метода косвенной рыночной оценки) принимается допущение регулирование качества воздуха лесной экосистемой, где учитывается поглощающая способность CO 2 (0,3 т/га) с площадей лесных систем и стоимости 1 т CO 2 (по данным Киотского протокола, 10 долл. США). Для расчета водорегулирующей функции (методом компенсационных затрат) была использована методика, разработанная исследователями Ботанического сада УрО РАН, основанная на показателях заболоченности, лесистости территории, а также структуры состава леса, бонитета, полноты насаждений, доли летних осадков [16] по лесничествам региона (на основании данных лесоустройства и климатических справочников). Для определения экономического эквивалента применялась налоговая ставка из подземных водных объектов для промышленных предприятий, которая регламентируется по бассейнам с учетом повышающих коэффициентов 1,32 для 2016 г. Водоочистная функция оценивается (методом компенсационных затрат) по фильтрационной способности болотных экосистем (аналогичных очистным установкам с пропускной способностью 1500 м3/сут; стоимостью 8000 долл. США; процентная ставка i = 0,02; пропускная способность верховых болот 548 м3/га/сут). Оценка противоэрозионной роли произведена косвенным путем для лесных экосистем методом замещающих товаров — по количеству горохо-овсяной смеси с установленного объема вынесенного азота за год (согласно условию, что 1 кг азота повышает урожайность зерновых культур на 12 кг); цены зерновых культур; размера площадей лесных массивов исследуемых территорий. Оценка сохранения биоразнообразия оценена методом компенсационных затрат на основе данных числа таксонов на территории лесничеств и затрат на их восстановление. Оценка обеспечивающих услуг (сбор грибов и ягод; вылов рыбы и охотничьи ресурсы) осуществлена благодаря экспертной оценке объемов изъятия, основываясь на статистических данных и интервью членов общества охотников-рыболовов региона; цены на ресурсы и затрат на их добычу (10 % для грибо-ягодных ресурсов и 50 % для рыбных и охотничьих ресурсов от доходов продажи). Оценка обеспечения питьевой водой базировалась на объемах подачи питьевой воды (и, соответственно, объема получения доходов от платежей за их использование в виде тарифов), мощности очистных установок и их цен, с учетом процентной ставки. Данные обеспечивающие услуги оценены методом прямой рыночной оценки. Оценка ценности оленьих пастбищ проходила согласно расчету предотвращенного ущерба от ликвидации всего стада, благодаря данным по поголовью, цене реализации продукции с учетом затрат на их содержание. Оценка рекреационной активности проходила без учета туризма. Расчет проводился по базам отдыха, спортивным базам, дачным комплексам, летним объектам детского отдыха согласно затратам на доставку, непосредственно продолжительности отдыха и среднего дохода населения в сутки по районам и затратам во время отдыха. Сводные данные по структуре экоуслуг представлены в табл. 2. Таблица 2 Экспертная оценка экосистемных услуг и потенциальной стоимости углеводородного сырья, млн руб/год Район исследования Регулирующие услуги Обеспечивающие услуги Культурные услуги Ценность экосистем Потенциальная валовая стоимость углеводородного сырья Воркутинский 233,6 156,8 0,3 390,7 5000 Интинский 2359,6 129,9 0,3 2489,8 1500 Усинский 2428,4 146,8 0,5 2575,7 21200 Ухтинский 1236,1 167,8 3,5 1407,4 13000 Сосногорский 1811,1 127,2 2,1 1940,4 13700 Удорский 3665,1 94,0 1,4 3760,5 2600 В настоящее время сформировались направления практического применения оценок экосистемных услуг в области установления платежей, страховых взносов и формирования рынков. При назначении таких платежей основной принцип заключается не в погашении собственного негативного воздействия («загрязнитель платит»), а стимулировании улучшения окружающей среды потенциальным загрязнителем («пользователь платит»). 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz