Север и рынок. 2017, N 4.

Оценка развития лесного сектора в контексте зеленой экономики. Сегодня для измерения прогресса ЛС на пути перехода к зеленой экономике используют два подхода: первый непосредственно основывается на Рованиемийском плане действий, состоит в определении подлежащих оценке аспектов/мер, предусмотренных планом, и создании на их базе соответствующей системы измерения (табл. 1). Таблица 1 Аспекты и цели Рованиемийского плана действий Аспект Цель Устойчивые структурыпроизводства и потребления лесныхтоваров Структурыпроизводства, потребления и торговлилесными товарами становятсядействительно устойчивыми НизкоуглеродныйЛС Лесной сектор вносит максимально возможныйвклад в смягчение последствий изменения климата Достойные «зеленые» рабочие места в ЛС Рабочая сила способна обеспечивать устойчивое лесопользование, а ЛС содействует достижению социальных целей зеленой экономики путем созданиядостойных рабочихмест Предоставление лесныхэкосистемных услуг на долгосрочной перспективе Функции лесов определеныи оцененыв стоимостномвыражении, а для поощренияустойчивых структур производства и потребления введена плата за экосистемные услуги Разработка политикии мониторинг ЛС в связи с развитиемзеленой экономики Лесной сектор региона осуществляет политику ирасполагает учреждениями, которые способствуют устойчивому лесопользованию... Примечание. Составлено по [6]. Преимущества предложенного подхода заключаются в подробном разъяснении необходимых мер для достижения задекларированных целей по всем обозначенным аспектам. В то же время на данный момент его существенным минусом выступает отсутствие перечня показателей, необходимых для оценки уровня зеленого роста. Среди отечественных исследователей данный способ апробирован Н. Е. Антоновым. В своей работе он сделал попытку определить, в какой степени ЛС Дальнего Востока соответствует принципам зеленой экономики [11]. Для этого из каждого аспекта Рованиемийского плана действий автор выбрал конкретные задачи и с помощью подбора наиболее полно характеризующих их показателей, дальнейшего расчета и сопоставления с международным уровнем получил выводы о наличии или отсутствии «зеленых» элементов в данном сегменте экономики. Второй подход строится на более общих наборах показателей и концепций зеленой экономики с целью понимания того, в какой мере они могут быть применены к ЛС. По итогам круглого стола ЕЭК ООН/ФАО 11 декабря 2013 г. в рамках «Мется — 2013» на тему «Измерение вклада лесного сектора в развитие зеленой экономики и предоставление соответствующей информации» была предложена система измерений, основанная на шести ключевых областях: • сохранение природного капитала лесов; • многофакторная производительность и эффективное использование ресурсов; • вклад в смягчение последствий изменения климата; • учет факторов внешнего порядка и взимание платы за лесные и экосистемные услуги; • устойчивость рабочей силы, занятой в ЛС; • надлежащая организация управления и принятие обоснованных решений [9]. Изучение национальных стратегий показало, что для оценки зеленого роста в ЛС страны Европы применяют различные вариации индикаторов из обозначенного в приложении перечня, дополняя их собственными в зависимости от специфики экономики и акцентирования внимания на той или иной области. Так, в странах Европы ключевыми показателями зеленого роста являются: Эстония — расширение площади лесов до 2,3 млн га к 2013 г.; Германия — увеличение потребления древесины с 1,1 до 1,3 куб. м на человека; Болгария — покрытие территории страны лесами к 2015 г. в 35,9 %; Дания — 3-5 деревьев должны оставаться на гектар для воспроизводства; Бельгия — 100 % государственных лесов сертифицировано [12]. Кроме того, в качестве основных в большинстве стратегий выбирают индикаторы, характеризующие эффективность использования древесных ресурсов, степень сохранения и преумножения лесов, что само по себе является логичным в силу основополагающих принципов зеленой экономики — ресурсоэффективности и неистощительного использования природного богатства. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz