Север и рынок. 2017, N 4.

расходы АО «Управления отходами» в общей стоимости услуги в 425 руб. за кубометр отходов составили 288 руб. [18]. К плате за размещение отходов на полигоне предприятия и организации, в том числе муниципальные, также должны добавить расходы на их транспортировку. Завершение проекта назначено на конец 2017 г., но только 17 марта АО «Управление отходами» открыло мурманский филиал компании, так как только накануне было получено разрешение на строительство полигона ТКО в Кольском районе Мурманской области. Таким образом, фазы инициации, планирования проекта длились на протяжении почти 4,5 лет (с 2013 г.), а фазы его реализации и завершения планируется осуществить менее чем за год. Несмотря на это, Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области, которое отвечает за успешное завершение проекта, имеет смысл инициировать внесение в проект изменений с целью повышения его экономической и экологической эффективности. Практика проектной деятельности допускает внесение изменений на любой стадии его жизненного цикла. Концессионер должен найти технологии для переработки так называемых хвостов сортировки ТКО или доказать, что из их множества ни одна не является экономически оправданной. Также в проект должен быть включен поиск потребителей вторичного сырья, получаемого на полигоне, и, прежде всего, среди региональных компаний и организаций. Кроме того, на этапе эксплуатации полигона функцию инициации нового проекта с АО «Управление отходами» может взять на себя так называемый региональный оператор по обращению с отходами, который должен быть создан как юридическое лицо уже в текущем году. В качестве конечного продукта нового проекта следует определить снижение захороняемых отходов производства и накапливаемых продуктов сортировки, а также снижение платы концессионеру за услуги, т. е. повышение экологической и экономической эффективности функционирования полигона. Преимуществом регионального оператора как генерального заказчика проектов должно стать наличие среди его сотрудников специалистов в области технологий обращения с отходами, включая строительство полигонов. Это позволит избежать самого распространенного сегодня недостатка проекта, когда заказчик и проектировщик определили продукт проекта, а на стадии его реализации выясняется, что получить его не позволяет применяемая технология, например строительства, о которой ни заказчик, ни проектировщик не имели конкретного представления. Как отчетливо видно из приведенных фактов, система управления проектами на основе прогрессивной практики и теории только начинает складываться в северных субъектах Федерации. Для того чтобы не допускать крупных просчетов и ошибок всеми его участниками на этапе овладения ими необходимыми знаниями по управлению проектами, целесообразно также: 1) включить в состав регионального Совета по проектной деятельности министра природных ресурсов и экологии, из-за того что для любого проекта требуется не только надзор со стороны природоохранных органов по выполнению требований законодательства, но и их непосредственное участие в определении конечного продукта проекта. Эта мера, кстати, позволит сократить время на процедуру прохождения экологической экспертизы проекта. Необходимой мерой является и обязательное обращение проектировщиков в соответствующие отделы регионального Министерства природных ресурсов и экологии для получения точных данных, например о расположении месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории области и возможности их использования при строительстве и т. д. Как показывает анализ деятельности региональных природоохранных органов, их сотрудники крайне перегружены функциями, причем от количества выполняемых функций и их трудоемкости или степени ответственности их зарплата фактически не зависит. По нашему мнению, сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии и других органов исполнительной власти Мурманской области, которые уже сегодня отвечают за реализацию крупных проектов в сфере обращения с отходами, следует начать поощрять материально. Литература 1. Из чиновников собрали совет по проектной деятельности [Электронный ресурс] // b-port.com/news: сайт // Новости. URL: http://www.b-port.com/news/item/202379.html (дата обращения: 07.12.2017). 2. Охрана окружающей среды в России: стат. сб. / Госкомстат 0-92 России. M., 2001. С. 43. 3. Мурманская область в цифрах, 2008: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области / Мурманскстат. Мурманск, 2009. С. 8-19. 4. Kharitonova G. N., Alieva T. E., Ivanova L. V. Development of integration in rational nature management and environmental protection in the Barents Euro-Arctic Region // Journal of Geography, Politics and Society. 2016. 6 (2). P. 21-31. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz