Север и рынок. 2017, N 4.

области намеривается заключить с АО «Управление отходами» второе концессионное соглашение о создании системы переработки и утилизации (захоронения) ТКО уже для южной части области (Кандалакшский район и др.). АО «Управление отходами» с 2010 г. создает комплексные системы по утилизации и захоронению ТКО на основе концессионного соглашения в 6 субъектах Федерации (Архангельская, Саратовская, Нижегородская, Челябинская, Волгоградская области, Республика Чувашия). При подписании концессионного соглашения с Мурманской областью представитель АО «Управление отходами» назвал проект уникальным даже в мировом масштабе: «Ни одна северная страна не имеет ничего подобного. Будущий полигон будет отвечать всем требованиям экологической безопасности, а строительство будет вестись с учетом передового мирового опыта» [15]. Представители региональных органов власти единодушны во мнении, что «создание столь масштабной и уникальной для российского Заполярья схемы обращения с отходами стало возможно благодаря концессионному соглашению», что позволило привлечь около 1,5 млрд руб. инвестиций [16]. С этим мнением приходиться согласиться, так как у регионального правительства нет альтернативы, т. е. для него вряд ли возможно привлечь несколько десятков миллиардов рублей на строительство нового экологически безопасного мусоросжигательного завода или на реконструкцию действующего в г. Мурманске даже в долгосрочной перспективе. Пока такие объемы инвестиций в России нашлись только для строительства четырех заводов в окрестностях г. Москвы и в Республике Татарстан. Крупнейший экологический проект Мурманской области — система переработки и утилизации (захоронения) ТКО — будет включать в себя полигон, мусоросортировочный комплекс и четыре мусороперегрузочные станции. Общий объем принимаемых ТКО составит 250 тыс. т в год. Концессионное соглашение заключено сроком на 40 лет — с 2013 г. по 2053 г. В течение этого времени АО «Управление отходами» обязано не только возвести объекты на выделенных областью земельных участках, но и эксплуатировать систему. Для реализации этого проекта организатор финансирования — ЗАО «Лидер» — инвестирует средства негосударственных пенсионных фондов. В свою очередь, АО «Управление отходами» гарантирует возвратность этих средств с доходностью, превышающей инфляцию на 3-4 %. Возвратность вложенных пенсионных средств гарантируется и со стороны государства — за счет назначения тарифа на утилизацию. Согласно тексту концессионного соглашения срок окупаемости инвестиций 6 лет. Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области губернатором поручено обеспечить ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО в декабре 2017 г., т. е. успешное завершение проекта. Тремя обязательными признаками успешности проекта признано считать: 1) завершение в установленный срок; 2) непревышение сметы расходов; 3) получение запланированного продукта. Руководитель проекта от ЗАО «Управление отходами» также отвечает за успешность проекта по всем трем пунктам. Однако если Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области не участвовало в определении конечного продукта проекта, а просто приняло предложение инвестора о том, что он может и сделает, то на завершающем этапе проекта их понятия о продукте проекта могут не совпадать. Конечным продуктом реализации концессионного соглашения для региона является генеральная очистка территории в северной части области и вокруг областного центра, а также снижение объема захоронения отходов за счет их сортировки и переработки во вторичное сырье. Однако очевидно, что проблема будет решена только частично, так как в соответствии с проектом «отходы будут накапливаться на 4 современных герметичных мусороперегрузочных станциях, расположенных в населенных пунктах региона, а затем переправляться на сортировку. Металл, пластик, стекло будут отправляться на дальнейшую переработку. Всё остальное планируется складировать в так называемых «картах размещения». Там эти «хвосты» будут храниться до тех пор, пока не появятся экономически оправданные технологии, которые позволят эти «хвосты» переработать» [17]. По нашим расчетам, доля складируемых хвостов сортировки составит в год 48,8 % от объема поступающих на полигон отходов ТКО, с учетом промышленных отходов эта доля будет равняться 76,8 %. Проблемой является и вывоз за пределы области продуктов сортировки ТКО, прежде всего потому, что в центральных районах страны, куда надо будет их отправлять, сегодня не хватает мощностей для переработки вторичного сырья. Низкая экономическая, бюджетная и коммерческая эффективность проекта неоднократно подвергалась критике на этапе его обсуждения. В плату за временное накопление отходов на новом полигоне будут включены расходы концессионера на возврат вложенных в проект инвестиций. Например, при строительстве полигона в Республике Чувашия (города Чебоксары и Новочебоксарск) 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz