Север и рынок. 2017, N 4.

С точки зрения эффективности проектного управления следует особо выделить, что региональный орган власти, даже если и назначен ответственным исполнителем проекта, не является его заказчиком, т. е. его представители не участвуют в определении концепции проекта и его продукта. Также им не подчиняется руководитель проекта, иногда они даже не входят в проектную команду. Кроме того, они должны согласовывать с федеральным заказчиком каждое изменение в смете расходов, в составлении которой они не участвовали, и др. По этой причине орган региональной власти обычно не имеет возможности организовать взаимодействие между подрядчиками, поставщиками и другими заинтересованными участниками проекта, например с экологическими организациями. Как известно, в современной теории управления проектами особая роль отводится процессному подходу, при ориентации на который управляющее воздействие оказывается на бизнес-процессы, т. е. на «взаимосвязанные действия и операции, осуществляемые для получения заранее определенного результата» [12, 13]. Руководство по управлению проектами РМБОК выделяет 5 групп процессов управления: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и контроля, закрытия проекта. Недостатком современного управления проектами, осуществляемого региональным природоохранным органом власти, является ограничение только группой процессов мониторинга и контроля и почти полное отсутствие его управляющего воздействия на другие группы процессов. Мы предполагаем, что основной причиной такого положения обычно является отсутствие разработанного стандарта управления проектом у федерального природоохранного органа управления. Наличие стандарта, который должен включать как документы, определяющие общие принципы реализации проектов, например положения о системе управления проектами, о прединвестиционных исследованиях, по оценке рисков и их минимизации и др., так и детальное описание процессов и методик (регламенты основных бизнес-процессов), является необходимым условием эффективного управления проектом и, прежде всего, экономии бюджетных средств. Однако разработка стандарта управления проектом представляет собой дорогостоящее мероприятие хотя бы потому, что требуется привлечение высококвалифицированных специалистов в области управления проектами, владеющими лучшими современными практиками управления ими. Поэтому стандарт управления проектом целесообразно разрабатывать только для крупных проектов. В Мурманской области такими проектами должны стать финансируемые из федерального бюджета проект рекультивации пометохранилища бывшего ОАО «Птицефабрика "Снежная"» и проект рекультивации свалки твердых бытовых отходов в микрорайоне Дровяное г. Мурманска. Разработка стандарта управления проектом и в целом корпоративной системы управления проектами (КСУП) является сегодня актуальной задачей частных компаний, которые намериваются или осуществляют крупные проекты. Успешному внедрению КСУП в компаниях способствуют заинтересованность руководства, владение методологией управления проектами, желание работников работать с системой и др. На практике чаще всего отсутствует заинтересованность руководства по причине высокой трудоемкости работы с КСУП и значительными затратами на обучение персонала. Поэтому в настоящее время, по приблизительным оценкам, внедрили КСУП только 10 % российских промышленных компаний, 8 %— строительных, 6 %— топливно-энергетических [14]. В связи с этим региональным органам власти при выборе компании-инвестора (подрядчика) для разработки и реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства следует оценить степень зрелости компании в управлении проектами, в том числе и наличие результатов внедрения КСУП. Взаимную выгоду от заключения контрактов или концессий стремятся получить обе стороны, причем заинтересованность частной компании сильнее, так как она тратит собственные ресурсы, а не бюджетные и должна получить прибыль. Также у менеджеров компании-инвестора (руководителей проекта) выше личная ответственность за результаты, чем у чиновников. Для органов региональной власти зачастую важнее найти инвестора, а не убедиться еще на стадии его поиска в степени возможности успешной реализации инициируемого ими проекта посредством анализа способности компании реально управлять процессами разработки, проектирования и создания продукта. Мы полагаем, что институт государственно-частного партнерства будет активно развиваться, например, за счет поддержки государством роста территорий опережающего развития (ТОР), особенно в российской зоне Арктики, и его следует рассматривать как важнейший фактор, способствующий проектной деятельности в долгосрочной перспективе. Например, в настоящее время реализуется концессионное соглашение о создании системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов (ТКО) между Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области и АО «Управление отходами». Система будет обслуживать северную часть области — г. Мурманск (Кольский район), ЗАТО г. Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО пос. Видяево. Правительство 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz