Север и рынок. 2017, N 4.

деятельности в исполнительных органах государственной власти», и в апреле 2017 г. был создан Совет по проектной деятельности, который возглавил губернатор области [1]. Министр природных ресурсов и экологии не вошел в состав совета, хотя именно для природоохранной деятельности в Мурманской области характерны наиболее многочисленные и крупные проекты. Причин активизации проектной природоохранной деятельности существует несколько, но, по нашему мнению, одной из основных является угроза экологических и техногенных катастроф в связи с износом природоохранных фондов или по причине их отсутствия. Статистика охраны окружающей среды свидетельствует, что в период кризисной трансформации экономики страны на рыночную систему хозяйства в течение ее первого десятилетия (1992-2002 гг.) проектная деятельность была фактически прекращена. Более того, операционная природоохранная деятельность на многих предприятиях была сведена к минимуму [2, 3]. Другими словами, то, что не достроили, когда финансирование природоохранных фондов осуществлялось за счет государственного бюджета, стало объектом незавершенного строительства, а то, к созданию чего планировали приступить, особенно в общественном секторе экономики, потеряло свою актуальность на фоне кризисного спада, приведшего к серьезным проблемам в обеспечении условий жизнедеятельности населения. Как известно, в северных субъектах Федерации проблемы обеспечения населения продовольствием и теплом надолго стали приоритетными среди других региональных социально-экономических проблем. Поэтому в большинстве северных субъектов не были созданы канализационные очистные сооружения в приморских городах или их строительство было заморожено; вместо свалок бытовых отходов так и не приступили к проектированию и строительству полигонов, отвечающих экологическим требованиям; многие предприятия не начали строительство оборотных систем водоснабжения; мощности водоканалов так и не достигли величины, необходимой для безопасного питьевого водоснабжения населения, прекратилось осуществление проектов по мелиорации сельскохозяйственных земель и др. [3]. Свертывание операционной природоохранной деятельности было обусловлено не только снижением объемов производства продукции базовых отраслей экономики северных регионов, но и политикой тотальной экономии всех видов издержек на предприятиях, которую проводили их новые владельцы. На некоторых предприятиях даже были ликвидированы природоохранные службы, хотя через несколько лет их пришлось восстановить. В связи с экономией не проводились капитальные ремонты, не обновлялось оборудование, закупались самые дешевые, а следовательно, наименее эффективные, ингредиенты для очистки сточных вод; была прекращена рекультивация нарушенных земель, в том числе хвосто- и шламохранилищ, и др. Например, крупнейший в Европе горно-металлургический комбинат «Североникель» первый газоанализатор не смог купить на собственные средства, а получил в подарок от зарубежной экологической организации. Нельзя не признать, что в этот период международное сотрудничество, особенно деятельность Баренцева интеграционного союза (БЕАР), способствовали активизации проектной природоохранной деятельности в его российской части. Также следует отметить значительный вклад организаций Европейского союза. В течение двадцати четырех лет интеграции было осуществлено много проектов, нацеленных на решение экологических проблем в Баренцевом регионе. Основным направлением совместной деятельности были проекты, связанные с ликвидацией экологических «горячих точек». Список из 42 «горячих точек», или приоритетных экологических проектов, был утвержден в 2003 г. министрами арктических стран, в него были включены 10 «горячих точек» в Мурманской области. С 2011 г. начата процедура по исключению объектов из утвержденного перечня экологических «горячих точек» Мурманской области. В частности, согласно декларации десятой конференции министров окружающей среды Совета БЕАР (Умео, Швеция, 9 ноября 2011 г.) принято решение исключить из перечня экологическую «горячую точку» Мурманской области «Модернизация оборудования для утилизации использованных люминесцентных ламп». В ближайшее время ожидается исключение из перечня еще двух проектов: «Сокращение эмиссии SO 2 на комбинате «Североникель» ОАО «Кольская ГМК» и «Сокращение выбросов в атмосферу Апатитской ТЭЦ» [4]. В 2017 г. завершился важнейший этап многостороннего международного проекта по реабилитации одного из самых радиационно опасных объектов Северо-Запада России — бывшей береговой технической базы Военно-морского флота в губе Андреева Мурманской области [5]. Сегодня основными направлениями совместной деятельности остаются проекты, связанные с ликвидацией экологических «горячих точек» Баренцева региона, реализация проекта 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz