Север и рынок. 2017, N 4.
и пушнины, самих коренных жителей из национальных сел и общин в ближайшие городские поселки и города; с другой стороны, обеспечивают доставку продовольствия, котельного и мазутного топлива из городских оптовых баз в магазины национальных сел Таймыра. Представляется, что юридическая недооформленность, незакрепленность формальными институтами конкретных сложившихся «снизу» и оправданных в среде высоких рисков и неопределенностей живых практик, идущих от самой жизни, — это тоже черты арктического фронтира. Когда уже хозяйственное и житейское поведение оказывается схваченным формальными нормами и практиками, фронтир перестает быть фронтиром, утрачивает черты венчурной пионерности. В. Воображение Нам всем памятны слова дважды губернатора штата Аляски Вальтера Хикла, что «пока у нас есть воображение, у нас всегда будут ресурсы»1. Арктический фронтир питается воображением в существенно большей степени, чем любая другая территория мира просто по факту необходимости и неизбежности здесь оригинальных новаторских решений для выживания. Мощным прорывом последнего конгресса арктической социальной науки стал цикл докладов представителей школы арктического дизайна Уральского университета архитектуры и искусства в Екатеринбурге2. Они осуществляют сегодня тот путь, который проделали исследователи европейской региональной науки еще 20 лет назад, когда они увидели в производственном дизайне мостовую функцию, колоссальный потенциал конвертации накопленных художнических, артистических компетенций в коммерчески успешный бизнес-продукт. Именно дизайн способен осуществить эту живительную конвертацию из объекта «просто искусства» в востребованный рынком продукт, обеспечить капитализацию активов арктического художнического мастерства, традиционной культуры и ремесел. Арктический фронтир как территория воображения, дизайнерской креативности не мыслим без предпринимательских усилий. Именно арктические предприниматели подхватывают идеи дизайнеров или сами становятся дизайнерами, осуществляют концентрацию рассеянного неявного знания и компетенций в коммерческое, экономически востребованное знание. Поэтому они являются составной частью арктического фронтира. Этой теме было посвящено несколько докладов конгресса, в которых арктическое предпринимательство рассматривалось как новый фронтир арктической социальной науки3, как неизбежно инновационный вид деятельности в условиях арктической экстремальности (всегда более инновационный, чем аналогичные же виды деятельности на «материке»)4, как коммуникационный превратник между культурами, например, предприниматели-саамы приносят туристам то знание современного оленеводства, которое вне сообщества оленеводов просто не существует, выполняя роль послов от аборигенной культуры5. Примером такого конструктивного арктического предпринимательства является фермерство в арктических районах, которое при поддержке государства продвигает сельское хозяйство за пределы традиционной умеренной зоны6, расширяет сферу тепличного овощеводства в инновационных формах (вертикальные теплицы)7. 2.2. Традиционное знание Можно без преувеличения сказать, что тема традиционного знания получила на шведском конгрессе акцентированное звучание против предшествующих форумов арктической социальной науки. Вполне вероятно, что это стало откликом на разработку коренными народами фундаментальных принципов использования традиционного знания в работе Арктического совета в 2014-2015 гг. Арктический совет и здесь, как и во многих других исследовательских направлениях, выступил инициатором или органом, внятно и оперативно поддерживающим идеи по новой исследовательской тематике, выдвигаемые экспертным сообществом полярных стран. 1Хикл Уолтер. Модель Аляски — возможности для России? М.: Прогресс, 2004. 2 Gostyaeva Maria, Usenyuk Svetlana, Garin Nickolay “Adaptation through appreciation: a designerly paradigm of the Arctic development”; Kravchuk Svetlana, Garin Nikolai “A Strategic Design Lens on the Future of Arctic Development”; Gostyaevа Maria, Garin Nickolai “Arctic Industries: Envisioning a Future by the Means of Design”; Gostyaeva Maria, Usenyuk Svetlana “Protecting by Consuming”: the Design Interpretation of Sacred Spaces with Reference to the Tourism Industry”. 3Pelyasov Alexander “Arctic Entrepreneurship as the New Frontier for the Arctic Social Science”. 4Ensign Prescott C. “Entrepreneurship and Innovation at the Edge”. 5Traian Leu “More than a job: Sami tourist entrepreneurs as cultural ambassadors”. 6Naumov Alexey “The Arctic frontier: expansion of agriculture beyond the utmost northern limits of oecumene”. 7Lamalice Annie. “Greenhouse programs in Nunavik as an innovative response to food insecurity”. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz