Север и рынок. 2017, N 4.

Эффективной является система, при которой создаются благоприятные условия, обеспечивающие достижение поставленных целей в оптимальные сроки при оптимальных количественных и качественных показателях и необходимых затратах ресурсов. Поскольку основной целью управления в сфере сельскохозяйственного производства является его эффективное функционирование, то оценка эффективности управления должна осуществляться по степени достижения этой цели: по конечным результатам производственной деятельности, качеству планирования, эффективности вложений, увеличению скорости оборачиваемости капитала, показателю уровня прибыли и т. д. Научные, методологические и практические вопросы эффективности управления рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Р. Х. Адукова, И. Н. Буздалова, О. В. Васюхина, A. A. Голубева, И. С. Завадского, В. И. Кнорринга, Ю. Б. Королева, Дж. К. Лафта, Б. Г. Литвака, Г. М. Лозы, В. В. Маковецкого, Е. Е. Можаева, A. B. Пошатаева, М. Дж. Тьер, И. Г. Ушачева, A. B. Чернышева, П. Д. Эпштейна и др. Е. Е. Можаев в своей методике оценки эффективности работы региональных органов управления АПК предлагает использовать следующие технико-экономические показатели, параметры и характеристики: эффективность производства в АПК (производство продукции, себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, окупаемость затрат); социальную эффективность (увеличение потребления продуктов питания, уровень жизни, доходы сельских жителей); инвестиционную привлекательность (инновационный уровень, конкурентоспособность); рост вклада АПК в решение задач удвоения ВВП [2]. И. Г. Ушачев в своих исследованиях делит показатели эффективности управления на локальные, частные и общие. К локальным он относит оперативность, надежность, оптимальность системы управления, к частным — результативность управленческого труда и экономичность системы управления. Общий критерий — это достижение объектом управления поставленных целей при наименьших затратах [3]. Таким образом, показатели и подходы к оценке эффективности управления АПК разнообразны, но мировой опыт свидетельствует: если система государственного управления АПК отвечает необходимым требованиям, то не менее 85-90 % сельскохозяйственных товаропроизводителей работает эффективно. Необходимость рассмотрения вопроса эффективности управления в сельском хозяйстве на региональном уровне продиктована современными условиями, в которых функционирует российский агропромышленный комплекс. Введение санкций, ограничивающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия ЕС, США и рядом других стран, вступление России в ВТО, несомненно, влияют на ситуацию в АПК как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Наибольшую значимость в данной ситуации имеют регионы с особыми условиями функционирования сельского хозяйства — северные регионы, в которых наиболее остро ощущается влияние негативных факторов и наблюдается значительный спад сельскохозяйственного производства. Именно поэтому в качестве объекта исследования была взята Мурманская область, которая является регионом Арктической зоны Российской федерации (АЗРФ), стратегически важным регионом России, а также имеет реальные условия ведения сельского хозяйства. Поскольку за последние 5 лет ситуация в сельском хозяйстве Мурманской области существенно ухудшилась, вопросы эффективности управления как в отраслевом плане, так и предприятиями АПК, расположенными на территории региона, остро встали на повестку дня. Для того чтобы перейти к оценке эффективности управления, необходимо проанализировать основные показатели сельскохозяйственного производства, так как их характеристика в конечном счете является показателем эффективности или неэффективности управления [4, 5]. Динамика показателей, приведенных в табл. 1, позволяет сделать вывод, что положение в сельскохозяйственном производстве региона на конец 2016 г. крайне тяжелое. За период 2010-2016 гг. наблюдается снижение по следующим показателям (табл. 1): объем продукции сельского хозяйства снизился на 41,3 % (с 2938,8 до 1726,2 млн руб.), в том числе животноводства на 57,8 % (с 2520,9 до 1064,5 млн руб.); поголовье свиней снизилось на 83,2 % (с 48,9 до 8,2 тыс. гол.); поголовье птицы — на 94,8 % (с 933,9 до 48,7 тыс. гол.); производство мяса (в убойном весе) — на 85,0 % (с 8,0 до 1,2 тыс. т); производство молока на 45,2 % (с 28,1 до 15,4 тыс. т); производство яиц — на 92,7 % (с 145,4 до 10,7 млн шт.); надой молока на 1 корову — на 41,6 % (с 7527 до 4394 кг). Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в % к предыдущему году) в 2016 г. составил 78,9, индекс производства продукции животноводства — 63,9 (в 2010 г. индекс производства продукции сельского хозяйства — 97,7 , животноводства — 99,3). 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz