Север и рынок. 2017, N 4.
Рис. 3. Динамика доходных полномочий (без учета финансовой помощи из федерального бюджета) субъектов Федерации [10-13] В сфере доходных полномочий рассматриваемый период четко делится на три подпериода. Если в 1996-1999 гг. наблюдался рост доли консолидированных бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете РФ, то начиная с 2000 г. роль субфедеральных бюджетов в формировании консолидированного бюджета планомерно сокращается, а изменение структуры консолидированного бюджета страны с 2008 г. спровоцировано влиянием финансового кризиса, отразившегося на снижении доходов федерального бюджета. При этом темпы сокращения налоговых полномочий выше, чем снижения расходной нагрузки. Для России всегда был характерен высокий уровень централизации, в том числе в сфере налоговых полномочий. Некоторое исключение составлял относительно короткий период начала 1990-х гг., неудачный опыт которого породил обратную тенденцию к усилению федеральной составляющей в налоговой сфере [21]. Возможность оценить эффект от централизации дает показатель бюджетной обеспеченности, так как с его помощью можно охарактеризовать доходные возможности субъектов в рамках сложившейся системы распределения налоговых полномочий. Расчет бюджетной обеспеченности1северных регионов до получения трансфертов из федерального бюджета показал стабильность перечня регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров (табл. 3). Первая группа традиционно представлена автономными округами: Ненецким, Ханты-Мансийским, Чукотским, Ямало-Ненецким, а также Республикой Саха (Якутия), Магаданской и Сахалинской областями. Эти субъекты Федерации далеко «перешагнули» среднероссийское значение показателя бюджетной обеспеченности. Список регионов-аутсайдеров стабилен: Архангельская область, республики Карелия и Тыва. Незначительные колебания вокруг среднероссийского значения показателя бюджетной обеспеченности присущи Республике Коми, Мурманской области, Камчатскому и Красноярскому краям. Таким образом, расчет бюджетной обеспеченности, основанный на «собственных» доходах бюджета субъекта без учета федеральных безвозмездных перечислений, дает в целом оптимистическую картину финансового положения северных регионов, не считая республики Тыва и Карелию, которые следует отнести к необеспеченным финансовыми ресурсами территориям. Следует отметить, что столь благоприятная картина финансового положения северных регионов складывается благодаря экономическому содержанию — у регионов-лидеров преобладающей в отраслевой структуре ВРП является добывающая и обрабатывающая промышленность, тогда как регионы-аутсайдеры такой мощной составляющей ВРП не имеют [22]. 1 Здесь бюджетная обеспеченность формируется за счет собственных источников, т. е. доходов, остающихся на территории субъекта Федерации после отчислений в федеральный бюджет, без учета финансовой помощи из федерального бюджета. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz