Север и рынок. 2017, N 4.
Налоговое администрирование как один из основных институтов налоговой системы по своему содержанию представляет собой, с одной стороны, систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы), обеспечивающую прохождение налоговой концепции, а с другой стороны, совокупность норм и правил, регламентирующих организацию и реализацию взаимоотношений государства и экономических агентов по поводу исчисления и уплаты налогов в рамках сложившейся системы налоговых отношений. Основными задачами данного института являются: обеспечение полного и своевременного сбора налоговых платежей в соответствии с действующим законодательством; контроль за соблюдением налогового законодательства и применение мер воздействия в случае его нарушения; создание справедливых и равных условий налогообложения для всех участников налогового процесса, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности; прогнозирование объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу; разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ. Необходимо отметить, что задачи налогового администрирования динамичны и предопределяются направлениями налоговой политики. Объективными предпосылками повышения эффективности механизма налогового администрирования как необходимого института реализации основных направлений налоговой политики государства выступают [18]. 1. Достижение целостности и согласованности устанавливаемых государством институционально-правовых норм и правил взимания налогов. Несовершенство налогового законодательства, наличие правовых коллизий, различных толкований норм законодательства приводит, в частности, к неформализуемости ряда процедур автоматического контроля за правильностью исчисления налогов. Частые изменения в налоговом законодательстве снижают эффективность налогового контроля и порождают ошибки со стороны налогоплательщиков. Следует заметить, что одним из направлений совершенствования системы налогового администрирования рассматривается использование центров обработки данных, в том числе данных отчетности [19]. Однако неформализуемость ряда методических вопросов ставит под сомнение эффективность применения системы централизованной обработки данных. 2. Повышение уровня налоговой культуры общества. 3. Расширение массовой институциональной практики неформальной мотивации к уплате налогов. 4. Ужесточение внешнего принуждения к исполнению формальных норм через упорядочение налоговых норм и правил, их уточнение и конкретизацию в законодательстве, в частности усиление контроля за применением трансфертного ценообразования. Основным препятствием в совершенствовании механизма налогового администрирования на основе симметричности интересов и партнерства субъектов налоговых отношений выступает слабая заинтересованность бизнес-сообщества в развитии договорных отношений с государством и муниципальными образованиями1, обусловленная ожиданием получения больших финансовых выгод в результате неформальных договоренностей и неготовность участников налоговых отношений к добросовестному исполнению фискальных обязательств [20]. Необходимыми составляющими институционального обеспечения «налогового партнерства» государства с налогоплательщиками являются создание системы налогового консультирования и установление в налоговом законодательстве возможности заключения мировых соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками при разрешении налоговых споров. Неэффективное управление в области налогового администрирования может не только привести к отрицательным экономическим эффектам (значительному снижению поступлений налогов в бюджет и т. п.), но и существенно увеличить вероятность налоговых правонарушений. Анализ института налоговых полномочий подтверждает вышеприведенный тезис: действительно, доля налоговых и иных доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете России за последние 20 лет существенно снижается (рис. 3). В настоящее время в российской налоговой системе, в сущности, все налоги, налоговая база и налоговые ставки, а также практически все иные элементы налога определяются федеральным законодательством. Права субъектов Федерации и органов местного самоуправления, по существу, сводятся к корректировке налоговой ставки в пределах, установленных центром. 1 Договорной принцип построения налоговых отношений предполагает, что чем более ориентировано государство в процессе производства услуг на представителей тех или иных социальных групп, тем большей готовности платить налоги оно вправе от них ожидать. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz