Север и рынок. 2017, N 4.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 l - l I I I l - l - l - l - l - l Консолидированные бюджеты субъектов РФ □ Образование □ Здравоохранение □ Прочие расходы Рис. 2. Структура распределения социальной ответственности между центром и субъектами Федерации1 [10, 11, 14] Структурная незавершенность распределения расходных обязательств — нечеткость перечня расходных полномочий — выражается в преобладании государственной деятельности, находящейся в сфере совместного ведения различных уровней власти. При такой расплывчатой иерархии происходит размывание ответственности между уровнями государственного управления при оказании общественных услуг населению и, как следствие, распространение дестабилизирующих бюджетную систему неформальных практик. Нынешний курс на децентрализацию полномочий и усиление роли субфедерального звена требует не частичных корректировок, а реализации принципиально новых походов к бюджетно-налоговой системе. В настоящее время решение поставленной задачи сводится к формальному балансированию стоимости передаваемых полномочий и возможных дополнительных источников пополнения средств субфедеральных бюджетов. Однако на фоне значительной несбалансированности региональных финансов даже такое скромное приращение их ответственности означает существенную бюджетную проблему. Институт налоговых полномочий Формирование доходной базы бюджетной системы в целом и каждого из ее уровней является результатом распределения налоговых полномочии2. При разграничении налоговых полномочий необходимо учитывать. 1. Мобильность налогооблагаемой базы. Считается, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти она должна облагаться, и наоборот. 2. Равномерность распределения налогооблагаемой базы по территории государства. Чем неравномернее распределена налоговая база, тем на более высоком уровне государственной власти должно осуществляться ее налогообложение для сглаживания дифференциации субфедеральных бюджетов. 3. Экономическая эффективность с точки зрения масштаба мероприятий или, наоборот, экономии на приближении уровня обложения к объекту обложения. Считается, что чем масштабнее налоговая база, тем на более высоком уровне государственной власти она должна облагаться, и наоборот. Так, например, налог на имущество физических лиц целесообразно определять на самом низком уровне — муниципальном, поэтому данный налог в России внесен в перечень местных налогов. Важным вопросом при построении налоговой системы государства является нахождение правильного баланса между налоговыми полномочиями центра и регионов. С одной стороны, это влияет на политическую согласованность действий федеральной и региональной власти, а с другой — на эффективность всей бюджетно-налоговой системы в целом. Основными элементами структуры действующей налоговой системы являются налоговое администрирование и формальные правила, изложенные в налоговом законодательстве. Рассмотрим более подробно каждый элемент данной структуры. 1 При данном виде анализа регионы Севера не выделяются как отдельный объект исследования, а рассматриваются в контексте всех субъектов РФ, поскольку не имеют отдельной специфики по нормативно-правовому регулированию расходных обязательств в целом и социальных вопросов в частности. 2Под налоговыми полномочиями следует понимать законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить, получать и администрировать налоги. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz