Север и рынок. 2017, N 4.
• институт налоговых полномочий — правила, наделяющие соответствующие уровни власти достаточными для реализации возложенной на них ответственности финансовыми ресурсами; • институт финансовой помощи — система нивелирования вертикальных и горизонтальных дисбалансов, вызванных рассогласованностью институтов расходных обязательств и налоговых полномочий, с помощью межбюджетных трансфертов. Основная цель данного института — обеспечить равный доступ граждан к государственным услугам на территории всей страны. Институт расходных обязательств Традиционно упорядочивание формальных ограничений в части расходных обязательств в рамках теории общественного сектора рассматривается с учетом, во-первых, разграничения обязательств (объем, качество и финансирование предоставляемых государственных услуг) и, во-вторых, разделения ответственности (предоставление бюджетных услуг закрепляется за определенным уровнем власти, обеспечивающим эффективное производство этих услуг). Количественная оценка распределения расходных обязательств по уровням бюджетной системы говорит о практически равном участии центра и регионов в формировании расходной части консолидированного бюджета РФ. Отметим, что эта пропорция стабильна во времени. Так, с 1996 по 2008 гг. распределение расходов между уровнями власти составляло примерно 50:50 (50 % — Федерация, а 50 % — субъекты Федерации), а с 2009 г. по настоящее время — это 40:60 (рис. 1). Существенное изменение пропорциональности доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете страны в 2009-2015 гг. было обусловлено, скорее всего, негативным влиянием финансового кризиса (рис. 1). Рис. 1. Динамика расходных обязательств субъектов Федерации1 [10-12, 13] Проведя качественную оценку расходных обязательств можно сделать вывод о том, что возложенные на федеральный уровень функции (в цепочке «нормативно-правовое регулирование — обеспечение финансовыми средствами — исполнение государственных функций») имеют тенденцию к снижению. Для региональных и местных властей ситуация противоположна: они мало участвуют в нормативно-правовом регулировании, но на стадиях финансового обеспечения и исполнения их роль соразмерна нормативно-правовой ответственности. Ярким примером рассогласованности расходных обязательств по уровням бюджетной системы является социальная сфера ответственности. Основная часть социальных обязательств, таких как образование и здравоохранение, возложена на субфедеральные бюджеты, а нормативно-правовое регулирование социальных вопросов и установление стандартов в этой сфере государственной ответственности является прерогативой центра Федерации (рис. 2). То есть при существующем распределении полномочий между уровнями власти региональные бюджеты, в том числе северных территорий, гораздо сильнее нагружены обязательствами по финансированию социальной сферы, чем федеральный бюджет. 1 Расходные обязательства оцениваются как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете России (%). 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz