Север и рынок. 2017, N 4.

Д. Норт определяет институт, как «правила игры» в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми [5]. Кроме того, он показывает, что формирование и эволюция институтов для каждой конкретной формы общественных отношений и в каждом конкретном историческом периоде происходят согласно определенным закономерностям и в определенной последовательности. Рассмотренные определения в своей основе имеют норму, формирующую основу порядка существования общества, или норму, заложенную в правила жизни. Понятие порядка в приведенном смысле несколько шире правил, включает их в себя, благодаря чему и имеет возможность осуществиться собственно порядок. Исходя из этого, мы можем заключить, что основным элементом института выступает правило, в свою очередь, состоящее из совокупности норм. Цель любого института заключается в том, чтобы направить индивидуальное поведение в надлежащее русло. И, в зависимости от того, насколько успешно решается эта задача, институт обеспечивает структурные рамки повседневной деятельности, уменьшая тем самым неопределенность [1, c. 8]. Институциональные ограничения включают как запреты индивидам совершать определенные действия, так и (иногда) указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. Норт видит аналогию институциональных рамок с правилами игры в спортивных играх, а именно: спортивные правила «...состоят из формальных писаных правил и обычно неписаных кодексов поведения, ... например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку противника. И, как следует из этой аналогии, правила и неформальные кодексы иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию» [5, c. 19]. Поэтому важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что при установлении факта нарушения применяются определенные санкции. Обобщив приведенные подходы к определению понятия «институт», можно констатировать, что как отечественные, так и зарубежные авторы рассматривают институт как правило, призванное структурировать поведение людей в различных ситуациях, снижая тем самым неопределенность институциональной среды. При этом ни одна из перечисленных точек зрения не уделяет достаточного внимания содержанию самого института и причинам возникновения явлений, которые он провоцирует (например, коррупцию, лоббизм). Эти изъяны может учесть понятие «детерминант1» как элемент, обуславливающий то или иное явление и характеризующий его содержание. Поэтому понятие «институт-детерминант» позволит нивелировать недостатки привычного понимания «института», так как является синтезом двух категорий: институт и детерминант. Целью настоящей статьи стало проведение анализа институциональных проблем на линии бюджетного взаимодействия «Федерация — субъект Федерации» как в целом по России, так и по регионам Севера и обоснование причин возникающего фискального дисбаланса. Структура и элементы институциональной бюджетно-налоговой системы В экономической литературе существуют различные подходы к определению качественных признаков и основных принципов построения фискальных систем. Наиболее часто базовыми принципами называют следующие [6-9]: 1) разграничение ответственности между уровнями власти (законодательное разграничение сфер финансирования расходов за счет бюджета того или иного уровня); 2) бюджетная самостоятельность (закрепление собственных источников финансирования расходов за каждым уровнем власти, а также наличие у субъектов права самостоятельно принимать решения об использовании бюджетных средств); 3) равноправие всех субъектов Федерации в их фискальных взаимоотношениях с центром. На основе вышеперечисленных принципов построения бюджетно-налоговой системы, сложившихся под воздействием предпочтений и интересов, различных ее уровней, попытаемся определить базовые «институты-детерминанты», структурно формирующие бюджетно-налоговую систему. К ним следует отнести: • институт расходных обязательств — совокупность формальных и неформальных ограничений, характеризующих распределение ответственности между уровнями бюджетно-налоговой системы по предоставлению населению государственных услуг; 1Determinans — определяющий (лат.); доминирование, влияние или основной фактор. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz