Север и рынок. 2017, N 4.
28. Ob Arkticheskoi zone Rossiiskoi Federatsii [On the Russian Arctic Zone]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=56536#0 ( accessed 05.12.2017). 29.Eksperty podgotovili predlozheniya dlya razvitiya predprinimatel'stva v Arkticheskoj zone. (In Russ.). Available at: http://sever-press.ru/ekonomika/item/28643-eksperty-podgotovili-predlozheniya-dlya- razvitiya-predprinimatelstva-v-arkticheskoj -zone (accessed 02.06.2017). 30. Dyadik V. V., Dyadik N. V. O roli korporativnoj social'noj otvetstvennosti krupnogo biznesa v social'no-ehkonomicheskom razvitii gorodov Severa Rossii (na primere krupnejshih gornodobyvayushchih predpriyatij Murmanskoj oblasti). Sever i rynok: formirovanie ehkonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2013, vol. 6, no. 37, pp. 86a-93. (In Russ.). 31.Eksperty: l'goty dlya biznesa i novaya infosistema neobhodimy dlya razvitiya severnogo zavoza. (In Russ.). Available at: https://newsae.ru/novosti/eksperty_lgoty_dlya_biznesa_i_novaya_infosistema_neobhodimy _dlya_razvitira_severnogo_zavoza/ (accessed 21.06.2017). 32. Ivanova M. V. Aktual'nye voprosy formirovaniya arkticheskih trudovyh resursov. Sever i rynok: formirovanie ehkonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2016, no. 2 (49), pp. 46-61. (In Russ.). УДК: 336:332.1 Н. В. Дядик кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия Н. С. Томилина кандидат экономических наук, ведущий советник отдела координации региональных программ развития промышленности Минпромторга России Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, г. Москва, Россия ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ СЕВЕРА Аннотация. Важнейшим условием сбалансированного состояния бюджетно-налоговой системы является соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной системы закрепленным за ним расходным полномочиям. Однако реализовать это на практике достаточно сложно, поскольку, несмотря на единый набор налоговых источников бюджетных доходов для субъектов Федерации, объем бюджетных доходов по регионам и территориям существенно различается вследствие неравномерного уровня их экономического развития. В настоящее время несбалансированное состояние бюджетно-налоговой системы в целом и северных регионов в частности провоцируется, прежде всего, завышенными расходными обязательствами субъектов РФ и масштабной централизацией налоговых полномочий. Преодоление структурной несбалансированности не должно сводиться к простому покрытию дефицитов региональных бюджетов, переложению расходной ответственности с одного уровня бюджетной системы на другой или незначительным налоговым корректировкам. Необходим системный подход к реформированию бюджетных взаимодействий федерального центра и субъектов. Рассматривается теоретический подход к решению данной проблемы. Определены основные параметры бюджетно-налоговой системы: институт расходных обязательств, институт налоговых полномочий и институт финансовой помощи. Эти элементы рассматриваются как базовые детерминанты бюджетной сбалансированности, формирующие институциональные условия бюджетно-налогового регулирования развития регионов Севера. Выявлена необходимость перехода к институциональному конструированию бюджетно-налоговой системы. Ключевые слова: сбалансированность, бюджетно-налоговая система, централизация налоговых полномочий, расходные обязательства, бюджетнаяобеспеченность, финансоваяпомощь, институт-детерминант. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz