Север и рынок. 2017, N 4.

В дискриминационных налоговых условиях сегодня находятся субъекты малого предпринимательства, которые функционируют в границах общего налогового режима. Для резидентов северных и арктических территорий российское законодательство не предусматривает особые налоговые условия. Тогда как за рубежом малый бизнес несет более низкую налоговую нагрузку, чем крупные предпринимательские структуры, не говоря уже о тех малых предприятиях, которые осуществляют деятельность в северных регионах. Арктические регионы испытывают трудности при формировании трудового потенциала. Наблюдаемое здесь снижение численности трудовых ресурсов вызвано миграционным оттоком населения, в структуре которого значительную долю составляет молодежь. Закреплению молодежи в регионах их рождения будет способствовать реализация «схемы взаимодействия науки, высших учебных заведений и бизнеса» [32], основу которой должна составлять инвестиционная и налоговая поддержка со стороны государства. Выявленные проблемы позволяют заключить, что для нахождения путей согласования интересов центра, северных и арктических регионов и бизнеса в сфере налоговых отношений необходимо упразднить существующие коллизии путем внесения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты изменений, которые будут учитывать северную специфику и способствовать решению местных проблем. Таким образом, сформулированные в работе принципы налогового регулирования и некоторые налоговые решения по их реализации, по мнению автора, будут способствовать повышению эффективности налоговых механизмов и достижению положительных социально-экономических эффектов в регионах Севера и Арктики. Литература 1. Гранберг А. Г. Лаженцев В. Н. Принципы и направления государственной политики на Севере // Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению. М.; Сыктывкар, 2004. С. 15-19. 2. Российская Арктика: современная парадигма развития / под ред. акад. А. И. Татаркина. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с. 3. Ивантер В. В., Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Арктический сверхпроект России [Электронный ресурс] // Вопросик: сайт. URL : http://voprosik.net/arkticheskij-sverxproekt-rossii/ (дата обращения: 30.01.2017). 4. Лаженцев В. Н. Север России: вопросы пространственного и территориального развития. Сыктывкар: ИСЭиЭПС Коми научный центр УрО РАН, 2015. 176 с. 5. Минакир П. А., Горюнов А. П. Пространственно-экономические аспекты освоения Арктики // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2015. № 3, т. 18. С. 486-492. 6. Тах reform and the cost of capital: An international comparison. N. Y., 1993. 240 p. 7. Сидорова Е. Н., Татаркин Д. А. Финансовый потенциал регионов и их социально-экономическая привлекательность. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2013. 385 с. 8. Пинская М. Р. Оценка эффективности налоговых льгот: анализ имеющихся подходов // Налоговая политика и практика. 2014. № 8 (140). С. 24-28. 9. Лыкова Л. Н. Налоговая политика и возможности экономического роста: региональный аспект // Федерализм. 2 016. № 1. С. 107-120. 10.Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы: научно-аналитич. докл. / под науч. ред. д. э. н., проф. В. С. Селина, д. э. н., проф. Т. П. Скуфьиной, к. э. н. доц. Е. П. Башмаковой, к. э. н., доц. Е. Е. Торопушиной. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 420 с. 11. Львов Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999. С. 49. 12.Барашева Т. И. Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд предпринимателей Мурманской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3 (33). С. 140-150. 13.Федеральная служба государственной статистики — Регионы России. Основные социально-экономические показатели субъектов РФ за соответствующие годы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официал. сайт. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.12.2017). 14.Финансовое обеспечение развития северных регионов / под науч. редакцией Г. В. Кобылинской. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 191с. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz