Север и рынок. 2017, N 4.

It has been shown that a narrow list of tax authorities assigned to the regions the subjects of the tax policy, and centralization of tax revenues restrain tax initiatives of the regional authorities to create and implement effective levers for influencing economic development of the territories, taking into account the local specifics. It has been concluded that special northern conditions that complicate entrepreneurial activities and ensure livelihoods of the population require development of special tax regulation mechanisms in the regions of the North and the Arctic. The necessity of reforming the tax system was substantiated. To this end, the principles of efficient tax regulation have been developed, to which the author relates: strengthening the stimulating function of taxes and increasing the efficiency of tax mechanisms; expansion of rights and responsibilities of the regions the subjects of the tax policy; coordination of interests of the center, the northern regions and businesses in the field of tax relations. Tax solutions were proposed for the implementation of these principles. Keywords: principles of efficient tax regulation, tax privileges, tax powers of the regions, tax regulators of developing the northern regions. Для северных регионов, отличающихся сложными условиями хозяйствования, удаленностью от центра, ограниченной транспортной инфраструктурой и др., в условиях взятого страной курса на глобальную модернизацию национального социального и хозяйственного комплексов при неуклонном росте уровня и качества жизни населения и в преддверии массового освоения Арктической зоны, важен поиск современных методов управления экономикой и территориальным развитием, в том числе нахождение эффективных механизмов налогового регулирования как мощного стимула развития экономики. Изучение научных трудов российских исследователей в области освоения и развития Севера и Арктики [1-5], формирования налоговых отношений в России и за рубежом [6-9], а также выявленные проблемы в северных и арктических регионах [10] послужили основой для разработки принципов эффективного налогового регулирования, которые обосновываются автором в данной работе и включают: усиление стимулирующей функции налогов и повышение результативности налоговых механизмов; расширение прав и ответственности регионов — субъектов налоговой политики; согласование интересов центра, северных регионов и бизнеса в сфере налоговых отношений. Усиление стимулирующей функции налогов и повышение результативности налоговых механизмов. Реформирование налоговой системы последних лет способствовало снижению уровня налогового бремени на российскую экономику. Налоговая нагрузка сократилась с 35,7 % ВВП в 2000 г. до 33,32 % ВВП в 2015 г. При этом избыточное налоговое бремя обнаруживается в отношении отдельных факторов производства (на труд и потребление). Налог на труд, включающий расходы работодателя, связанные с начислениями страховых платежей в фонд оплаты труда, и расходы физических лиц, связанные с уплатой налога на доходы, с 2006 по 2015 гг. увеличились на 2,19 % ВВП за счет роста удельного веса страховых взносов и составили в 2015 г. 11 % ВВП (рис. 1). Рис. 1. Налоговая нагрузка на основные факторы производства, % ВВП 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz