Север и рынок. 2017, N 4.
Результаты. В соответствии с представленными выше моделями выделения этапов ЖЦ кластера и соответствующих стратегий, мы можем попытаться определить стадию ЖЦ судостроительного кластера Архангельской области. При этом необходимо проверить, имеет ли кластер одинаковую стадию развития по всем трем работам, представленным выше, и можно ли применить универсальную стратегию дальнейшего развития. Кластер активно функционирует с 2011 г. и на данный момент занимает второе место по численности работников по сравнению со всеми действующими кластерами в РФ. С момента образования кластера производительность труда возросла в 1,5 раза и превысила общероссийские средние показатели; объем поставляемой продукции увеличился в 1,7 раза [20, 21]. Показатели инновационной деятельности также улучшились, благодаря чему Архангельская область переместилась с 55-го места на 38-е [22-25]. По заявленным основным показателям на 2016 г. кластер достиг следующих результатов (табл. 1, 2). Таблица 1 Программа развития Архангельского судостроительного кластера [20-21, 24, 25] Показатель 2011 г. 2016 г. Ожидаемыйобъемсовокупнойвыручкипредприятий—участников кластера отпродажнесырьевойпродукциина внутреннеми внешнемрынке, млрдруб. 58,1 128,7 Доля продажпродукциикластерав объемемировогорынка, % 0,25 0,35 Общеечислорабочихместна предприятияхи в организациях—участниках кластера суровнемзаработнойплаты, превышающимна 100%среднийуровень врегионе базирования кластера, ед. 6050 11300 Выработка на одногоработника в среднемпопредприятиям иорганизациям—участникамкластера, тыс. руб/чел. в год 1355 2860 Доля работающихнамалыхпредприятиях—участникахкластераот общей численностизанятыхна предприятияхив организациях—участниках кластера, % 1,5 3 Ожидаемыйобъемчастныхинвестицийвразвитие производства, разработку ипродвижение нарынокновыхпродуктов, млрдруб. 0,011 6 Доля продажпродукциикластерав объемероссийскогорынка, % 50АПЛ-100% Таблица 2 Основные целевые показатели кластера [19-20, 23, 24] Показатель 2011 г. 2015 г. Планируемые показателина2020 г. Объемыпроизводства, млрдруб. 58,1 128,7 180,1 Численность населения, тыс. чел. 187,1 183,7 189 Численностьтрудовыхресурсов, тыс. чел. 119,6 113,9 120,1 Количество создаваемыхвысокопроизводительныхрабочихмест, ед. 50 6235 19500 Среднемесячная заработная платаработников организаций, руб. 30540 48400 95000 Обеспеченностьжильемна начало года, кв. м. начел. 22 22,3 23,7 Как мы видим, по основным показателям наблюдается перманентный рост, что может свидетельствовать о том, что кластер активно развивается и начальный этап жизненного цикла, который заключается в общей консолидации участников и вырабатывании общей стратегии развития, преодолен. Кроме того, неэффективные (не соответствующие стандартам кластера) и не заинтересованные в дальнейшем участии в составе судостроительного кластера компании его состав покинули, что может также говорить о том, что начальная стадия ЖЦ кластера была успешно преодолена (в соответствии с теоритической моделью Кнопа и Олко [12)]. Таким образом, можно определить этап развития ЖЦ кластера, а также соответствующие данному этапу стратегии (табл. 3). Таблица 3 Определение этапа ЖЦ судостроительного инновационнго территориального кластера Архангельской области ЭтапЖЦ Стратегия (основные цели, критерии, этапыреализации) Стабильное функционирование; инновационность; переходот стадии роста к стадии зрелости 2012 г. —создание кластера [20, 22, 24]; Цель создания—повышение конкурентоспособности иэкономическогопотенциала судостроительнойотраслиРФ. Спомощьюреализацииэффективного взаимодействияпредприятий, органоввласти, научныхучрежденийдлярасширения доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированнымуслугамивысококвалифицированным кадрам. Кроме того, создание позволит снизить транзакционныеиздержки, которые обеспечивают формированиепредпосылок дляреализациисовместныхкооперационныхпроектов ипродуктивной конкуренции, сохранение первенствав областиатомного кораблестроения [12, 26-29]. Стратегии—объектная; стратегиянедопущения кризиса структурыираспада кластера; адаптация, обновление 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz