Север и рынок. 2017, N 4.
Рис. 1. Комплексная стратегия кластера Принимая во внимание все перечисленные этапы, Г. Б. Клейнер приходит к выводу, что комплексная стратегия кластера должна синхронно проходить все этапы ЖЦ кластера и развиваться совместно с ним. Подробно исследование Кнопа и Олко рассмотрел М. М. Палт в своей статье «Особенности этапов жизненного цикла кластера» [12]. Кноп и Олко идентифицируют следующие этапы жизненного цикла кластера: идентификации, инициативности, инновационности, зрелости, трансформации и сопутствующие проблемы (кризисы) — кризис инициативности, кризис доверия, кризис структуры, кризис идентификации [12]. Необходимо отметить, что работа Кнопа и Олко подразумевает, что каждый кризис на каждом жизненном этапе кластера может привести к его распаду и прекращению деятельности. Особого внимания заслуживает работа М. Менцеля и Д. Форнахла [16], в которой авторы на основе количественных (размер кластера и использование размера) и качественных (разнообразие знаний, организационных форм и компетенций, использование разнообразия) характеристик кластера выделяют следующие этапы развития кластера: зарождение кластера, его рост, зрелость и упадок. Каждый этап характеризуется наличием определённых возможностей, размером, количеством заинтересованных работников и/или заинтересованных сторон, а также видом знаний. Каждому этапу может соответствовать определенная стратегия [19]. Для приблизительного понимания того, что в данной работе анализируется, приведем схему (рис. 2). Неоднородность знаний Рис. 2. Изменение размера кластера и неоднородности стадий на разных этапах ЖЦ 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz