Север и рынок. 2017, N 4.

Основная цель функционирования СМП в настоящее время это обеспечение безопасности Российской Федерации, защита её национальных интересов. В перспективе результатом дальнейшего развития СМП должно стать доведение реальной пропускной способности до теоретически возможных — порядка 50-80 млн т грузов ежегодно. Такой объем грузопотока вполне достижим, если учитывать работу по освоению газовых и нефтяных месторождений Арктики и Ямала. Следует учитывать и военно-политические цели России в освоении Арктики, что в рамках СМП выражается в виде увеличения объема перевозок военных грузов [18]. Мероприятия по увеличению пропускной способности СМП повысят пропускную способность всего СМТК. Развитие Северного морского транспортного коридора условно можно разбить на несколько этапов. Сначала он будет обслуживать внутреннюю коммуникацию (первый этап). Второй этап — СМТК должен стать транзитной транспортной артерией для всего мира. Это не вопрос экспорта российской продукции через морской транспортный коридор, это вопрос транзита иностранных грузов через СМП и обслуживание этого транзита. Сейчас мы говорим, главным образом, об использовании СМП для транспортировки грузов в арктические районы России, вывоз сырья и готовой продукции, в том числе на экспорт. Случаи использования СМП в качестве транзитного маршрута для доставки грузов из стран АТР в Европу, так называемый «холодный шелковый путь», носят единичный характер. Литература 1. Слипенчук М. Национальный арктический транспортный коридор может стать новым геополитическим скрепом России [Электронный ресурс] // корабел.ру: нформац. сайт. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/mihail_slipenchuk_nacionalnyy_arkticheskiy_transportnyy (дата обращения: 15.06.2017.). 2. Плисецкий Е. Е. Северный морской путь — ключ к развитию Арктики [Электронный ресурс] // PRO-ARCTIC.RU : информац. сайт. URL: http://pro-arctic.ru/29/05/2015/expert/16543 (дата обращения: 15.06.2017.). 3. Смирнов А. А., Головинский С. А. Перспективы развития Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2014. № 4. (16). 4. Таяние льдов и судоходство по Северному морскому пути (Мониторинг федеральных СМИ: 21-26 сентября 2015) [Электронный ресурс] // ArCTIC-INFO: сайт. URL: http://www.arctic- info.ru/ FederalMonitoringMedia/28-09-2015/taanie-l_dov-i-sydohodstvo-po-severnomy-morskomy-pyti (дата обращения: 15.06.2017). 5. Попов В. А. Перспективы развития портов Арктики и Северного морского пути [Электронный ресурс] // Наука и транспорт: сайт. URL: http://www.rostransport.com/transportrf/ pdf/32-33/12.pdf (дата обращения: 15.06.2017). 6. Kitagawa Hiromitsu. Japan and Russia: Breaking the Ice [Электронный ресурс] // nippon.com : сайт. URL: http://www.nippon.com/currents/d00099 (дата обращения: 27.07.2017). 7. Гольдберг О. Северный путь развития // Морские вести России. 2015. № 15. 8. Николаева А. Б. Северный морской путь как коридор развития пространства Арктической зоны // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 9. Глазова Л. Все путем. Северным Морским [Электронный ресурс] // Морской Бизнес Северо-Запада: сайт. URL : http://mbsz.ru/?p=92802014 ( дата обращения: 15.06.2017). 10.Ратников А. Зашли с севера [Электронный ресурс] // Лента.ру: информац. сайт. URL: https://lenta.ru/articles/2016/03/15/northsearoute/ (дата обращения: 18.06.2017). 11.Северный морской путь стал на 30 процентов оживлённее [Электронный ресурс] // GEO-POLITICA.INFO : инфрмац. сайт. URL : http://geo-politica.info/severnyy-morskoy-put-stal-na-30- protsentov-ozhivlyonnee.html ( дата обращения: 10.06.2017). 12.Северный пустой путь [Электронный ресурс] // INTERFAX: информац. сайт. URL: http://www.interfax.ru/business/493482 ( дата обращения: 10.06.2017). 13.Багряков А., Ремизов М. Северный морской транспортный коридор: перспективы инфраструктурного развития [Электронный ресурс] // AfterShock: информац. сайт. URL: https://desktop.aftershock.news/?q=node/490474 (дата обращения: 10.06.2017). 14. PRO-ARCTIC: сайт новостей. URL: http://pro-arctic.ru/13/02/2017/news/25175 (дата обращения: 10.06.2017). 1 5.Березина Е . Деньги плывут в руки // Российская газета— Федеральный выпуск. 2016. № 7054 (186). 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz