Север и рынок. 2017, N 4.
по Северному морскому пути, достигнет указанного выше объема», — сказал Григорьев. Если говорить об экономическом развитии арктического региона, то, как заявляет Григорьев, оно на 98 % состоит из реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей минеральных ресурсов. Это такие точки роста, как Варандей, строящийся «Ямал СПГ», Новый Порт, Дудинка, Норильск. По словам Григорьева, экономическое развитие Арктики в ближайшее время будет идти за счет реализации сложившихся 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 — руд и угля [14]. В перспективе предполагается, что грузооборот СМП возрастёт, когда начнётся добыча на ямальском газовом месторождении, которое принадлежит компании «НОВАТЭК». Планируется добыча 16,5 млн т сжиженного природного газа ежегодно и его транспортировка в Европу и Азию по СМП. В Совете Федерации в январе 2016 г. состоялось заседание Совета по Арктике и Антарктике при СФ на тему «Национальный арктический транспортный коридор: проблемы и перспективы. Вопросы создания национальной арктической контейнерной линии с опорными узлами в Мурманске и Петропавловске-Камчатском». Как показал социологический опрос, проведенный Фондом общественного мнения в августе 2015 г., предприниматели приарктической зоны заинтересованы в развитии СМП. Каждый пятый предприниматель российских северных регионов связывает с ним развитие своего бизнеса. Согласно статистике, бизнесмены российского Севера активно интересуются данным вопросом (на 25 % выше, чем в среднем по России) и видят в этом развитии пользу для своих компаний (на 28 % выше, чем в среднем по России). Кроме того, более половины участников опроса считают, что в ближайшие годы в развитии Арктики будут достигнуты большие успехи [1]. Таким образом, для экономики России организация арктических контейнерных перевозок представляет интерес с точки зрения транзита из Восточной Азии в Европу. На заседании Совета был выделен ряд перспективных направлений, например перевозка рыбной продукции в рефрижераторных контейнерах в Мурманск и Европу. Сегодня РФ не имеет сухогрузного рефрижераторного флота и контейнеровозов, участвующих в мировой торговле на традиционных маршрутах, и данный проект может стать инструментом, с помощью которого Россия выйдет на этот рынок, предложив свой продукт. При этом стоит учитывать, что Арктическая контейнерная линия потребует больших капиталовложений в реконструкцию портов для создания двух контейнерных хабов и формирование новой инфраструктуры в городах Мурманск и Петропавловск-Камчатский, включающей пункты пропуска, таможни и рабочие зоны. Поэтому пока проект Национальной арктической контейнерной линии является перспективой будущего [1, 15]. Тем не менее включение данного проекта в планы НИР Минтранса России позволит активизировать работу по разработке всех звеньев транспортной цепи и подготовке предложений по оптимизации существующих и созданию новых потоков различных грузов для обеспечения необходимого единства территорий в составе РФ [16]. Реализация проектов АКЛ — арктической контейнерной линии в дополнение к действующим Транссибу и БАМу — позволит РФ иметь мощные транспортные коридоры стратегического значения, которые обеспечат надёжные транспортные связи между экономиками отдалённых регионов страны и выход на глобальные фрахтовые рынки. Ряд зарубежных аналитиков и судовладельцев, оптимистично оценивающих потенциал СМП, говорят о необходимости максимального снижения факторов различных рисков [4, 17]. 1. Руководство Севморпути должно гарантировать, что любое судно может своевременно получить лоцмана для проводки через опасные участки пути и помощь ледоколами. 2. Плавание по СМП и открытость портов должны быть свободны от протекционизма. Имеется в виду, что суда всех стран с экипажами независимо от национальности получат возможность прохода по трассе, а объем и порядок предоставления различных услуг будет одинаков для всех независимо от того, российское это судно или иностранное. Необходимо открыть для судов любого флага порты-убежища и сделать доступными услуги ремонта. 3. Зарубежные эксперты считают, что для получения конкурентного преимущества в ценовой политике администрации Севморпути необходимо установить фиксированные ставки гарантированного обслуживания транзита. 4. Существенно облегчит плавание по СМП устранение излишних бюрократических процедур для допуска судов на трассу и обеспечения их плавания. Нужен единый центр, через который судно, его владельцы и операторы смогут получать всю необходимую информацию — от текущих погодных и ледовых условий до счетов на оплату сборов за предоставленные услуги. Кроме того, необходима централизованная поисково-спасательная служба быстрого реагирования, которая способна в чрезвычайной ситуации оказать помощь в любой точке СМП. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz