Север и рынок. 2017, N 4.

8 - 4 А Л 6 - 2016 4 / А 2015 У 2014 2 / 2013 0 г --- Л W □ 2013 □ 2014 □ 2015 грузооборот Рис. 2. Грузооборот по СМП, млн т [11] Что касается транзитного потенциала Севмопути по перемещению грузов из стран АТР в Европу, то эксперты полагают, что потенциал есть, но реализован он будет не скоро. Даже если лед сойдет полностью и ходить можно будет без ледоколов, число желающих не сильно возрастет. В 2015 г. в период с середины августа по середину октября акватория СМП была свободна ото льда и суда могли свободно проходить без ледокольной проводки, но этим воспользовалось только одно судно — Winter Bay. Оно прошло транзитом в период с 1 по 10 октября [12]. Помимо того, экономика и уже выстроенная логистика сегодня «играют» на стороне южных потоков транспортировки. По мере развития инфраструктуры СМП и развития сопутствующих услуг, удешевления транзита это направление, возможно, станет более востребованным со стороны международных партнеров. Пока же следует признать, что СМП не только не конкурент южному транзитному маршруту, но даже говорить о каком-либо их сопряжении или дополнении преждевременно [13]. Д. Ворчик, эксперт ПАО "Банк Уралсиб", также полагает, что нельзя всерьез говорить про СМП как об устоявшемся транзитном маршруте: «Не стоит особо переживать из-за динамики транзитных показателей — одним судном больше, одним меньше — в целом объем перевозок все равно очень мал". Маршрут доставки между Азией и Европой через Суэцкий канал давно сформировался, отмечает аналитик, и, несмотря на то что Севморпуть короче, вряд ли кто-то из майджоров рынка будет всерьез переходить на него в условиях низких ставок фрахта. По мнению Ворчика, много и других причин: круглогодичный доступ, сложившиеся торговые связи, наличие других крупных портов на пути следования, развитая инфраструктура и т. д. [12]. Таким образом, для стран Азиатско-Тихоокеанского региона Северный морской транспортный коридор станет актуальным только в случае значительного повышения цены на топливо. Кроме того, плавание по Северному Ледовитому океану сопряжено с затратами на сопровождающие судна и навигацию. В ситуации с дешевой нефтью выгодными остаются привычные маршруты через Суэцкий канал или даже Индийский океан. Основания для оптимизма, тем не менее, есть. Северный морской путь интересен для западных стран как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. Перевозки российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. К тому же, магистральные трубопроводы в Западную Европу проходят через бывшие советские республики, политика которых не всегда предсказуема, а транспортировка через их территорию обходится достаточно дорого. В то же время ледовая обстановка в Баренцевом море и в западной части Карского моря, как говорилось выше, вполне благоприятна и позволяет проходить танкерам ледового класса без сопровождения ледоколами в течение большей части года. Таким образом, увеличение добычи нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана и наращивание поставок углеводородов в Европу и Азию будут способствовать росту объема грузопотока по СМП. «Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и Белого до Чукотского и Берингова, может достигнуть к 2025 г. 75 млн т в год», — сообщил ТАСС член Научного совета Российской академии наук по проблемам геологии и разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев [14]. «Мы проанализировали объемы добычи компаний по утвержденным проектам разработки, и получается, что если дополнительно будут реализованы заявленные проекты — «Арктик СПГ», отгрузка угля с терминала «Чайка», «Печора СПГ», то к 2025 году грузопоток по арктическим акваториям, связанный с освоением минеральных ресурсов, в том числе 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz