Север и рынок. 2017, N 4.
ПАО «Газпромнефть», отгружающая нефть в Западную Европу с платформы Приразломная, собирается удвоить объемы поставок газа с Приразломного и Новопортовского месторождений в Печорском море. В дальнейшем грузоперевозки будут увеличиваться вследствие освоения месторождений Карского моря. Заметный вклад в развитие СМП вносит ПАО «ГМК "Норильский никель"», которое является одним из главных грузовладельцев в акватории. Сейчас компания является основным пользователем СМП, на ее долю приходится более половины грузооборота северной акватории. Владея уникальным арктическим флотом, который состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7 (пять контейнеровозов и один танкер), "Норильский никель" осуществляет вывоз своей продукции в Европу и Азию круглогодично [10]. Но продление и ужесточение западных санкций могут существенно осложнить дальнейшую работу. Эксперты полагают, что в ближайшем будущем окупаемость СМП будет зависеть, в первую очередь, от его эксплуатации российскими сырьевыми компаниями. Для них морской путь через Арктику — единственный и наиболее удобный маршрут экспорта ресурсов и продукции [10]. Пока что, несмотря на все перспективы СМП, развитие грузопотока идет более медленными темпами, чем намечалось. В начале 2000-х гг. планировалось, что к 2015 г. объем грузоперевозок по СМП достигнет 10 млн т в год. Но ожидания не сбылись. Пик был достигнут в 2013 г., когда по маршруту провезли 1,4 млн т грузов, а в 2014 г. на фоне антироссийских санкций и падения стоимости нефти показатель сократился в пять раз — до 274 тыс. т [7]. Из-за экономического кризиса и ухудшения политических отношений с западными странами, в том числе со странами — членами Арктического совета (Канадой, Финляндией, Норвегией, США, Швецией) развитие морского транспортного коридора замедлилось. Все это в совокупности с падением мировых цен на нефть привело к «заморозке» шельфовых проектов по добыче углеводородов, а именно они должны были составлять большую часть грузоперевозок по СМП. Кроме того, из-за экономических санкций сократилась торговля России с Западом, что, естественно, привело к падению транзитных перевозок по Севморпути (рис. 1) [7]. Рис. 1. Международный транзит по СМП [7] Грузооборот по СМП в 2016 г. составил 6,9 млн т грузов. В 2015 г. этот показатель составил 5,15 млн т, таким образом, рост составил 33 %. В 2013 и 2014 гг. по СМП было перевезено соответственно 2,8 млн и 3,7 млн т грузов (рис. 2). Увеличение общего трафика сказалось и на объёме транзитных грузов [11]. За 2015 г. Северным морским путем прошло 18 судов — столько в среднем проходит через Суэцкий канал за 9 часов. Эксперты считают, что не стоит воспринимать всерьез российскую альтернативу — компании не будут менять устоявшиеся маршруты, особенно при низких ставках фрахта. В настоящее время грузооборот СМП несопоставим с объемами грузов, которые перевозятся по традиционному маршруту через Суэцкий канал. Через него ежегодно проходит около 1 млрд т грузов, что составляет 10 % от всех мировых перевозок. За счет этого Египет получает порядка 5,3 млрд долл. США ежегодно, а после открытия в 2015 г. второго канала поступления в египетский бюджет в ближайшие годы могут увеличиться более чем в два раза. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz