Север и рынок. 2017, N 4.

в акватории Северного морского пути1, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ в январе 2013 г. Но, по мнению Гаврилова, эту работу сегодня нельзя считать завершенной, в частности, из-за необходимости повышения инвестиционной привлекательности приарктических регионов. Кроме того, он отметил, что Россия должна предпринять дополнительные законотворческие меры в данной области с целью учета в ее законодательстве положений Полярного кодекса, который вступил в силу в январе 2017 г. Он предусматривает достаточно высокие навигационные, технические и некоторые другие правила и стандарты плавания в полярных водах, включая пространство СМП [4]. Северный морской путь, в первую очередь, всегда рассматривался как международный транспортный коридор, связывающий Европу и АТР, который мог бы стать альтернативой Суэцкому каналу. Но экономическая выгода от повышения транзитной привлекательности Севморпути носит спорный характер: Россия, в отличие от Египта, не может брать плату за прохождение по СМП, который представляет собой открытое морское пространство. Как указывалось выше, повысить привлекательность СМП возможно за счет создания полноценной инфраструктуры, о чем говорят и в правительстве, но затраты на нее могут оказаться значительно выше потенциальных доходов. Поэтому СМП важен, прежде всего, для нефтегазового освоения месторождений арктического шельфа, тогда как международные перевозки в ближайшем будущем будут иметь второстепенное значение [4]. Северный морской путь привлекает внимание грузоотправителей и грузоперевозчиков во всем мире. В его активном использовании заинтересованы Япония, Южная Корея, Китай. Например, Япония намерена использовать СМП и готова направить по нему порядка 40 % своих грузов, которые сейчас направляются в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, КНР планирует активно использовать транзит по СМП. С 2010 по 2013 гг. именно Китаем было доставлено больше всего грузов по СМП — более 900 тыс. т. К 2020 г. китайцы предполагают переместить на Севморпуть до 15 % всего своего внешнего грузопотока, что, вероятно, выдвинет их в лидеры грузоперевозок по СМП на ближайшие годы. При этом одновременно китайское руководство заявляет о своем намерении активно развивать «морской шелковый путь», который совпадает с южным транзитным маршрутом через Суэцкий канал, через который в ближайшей перспективе и будет доставляться основная часть грузов Китая в Европу [1, 6]. К настоящему времени подписано соглашение с китайской компанией по управлению государственными активами «Чжун Гун Синь». Она берет на себя часть инвестирования в модернизацию портовой инфраструктуры, а также в организацию грузопотоков на территории КНР. Соглашение также предусматривает создание совместного пароходства, которое будет использовать СМП. С 2016 г. начала проявлять активность китайская транспортная компания “COSCO”. Пять ее судов прошли по СМП для доставки в Сабетту строительных материалов на ямальские газовые месторождения. С завода «Ямал СПГ» из порта Сабетта 96 % сжиженного газа законтрактовано в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (контракт с Росатомфлот на ледокольную проводку танкеров с СПГ заключен до конца 2040 г.) [7]. Таким образом, порт Сабетта и расположенные на Ямале газовые месторождения способствуют росту грузооборота по СМП. В 2016 г. порт принял 120 судов, которые доставили 505 тыс. т товаров и строительных материалов ( в 2015 г. — 50 судов). Более того, порт Сабетта должен превратиться в многофункциональный узел СМП, который в перспективе можно будет использовать не только для экспорта газа с Ямала, но и для экспорта другой продукции из Урала и Сибири. [8]. Северный морской путь активно используют ряд морских организаций, в частности группа компаний (ГК) «Транзит-ДВ». Суда этого холдинга осуществляют грузоперевозки с запада страны на Дальний Восток. Активное использование СМП коммерческими предприятиями полностью соответствует государственной политике по развитию российской Арктики. В настоящее время ГК «Транзит-ДВ» организовывает транзитный маршрут для товаров, которые производятся в не имеющих своего выхода к морю северо-восточных провинциях Китая. Способствовать развитию СМП может отечественный бизнес, в том числе бункеровочный. Создание выгодных условий бункеровки судов, во-первых, сделает СМП более комфортным для мореплавания, во-вторых, поможет привлечь в российские порты крупнотоннажные суда мировых транспортных компаний, обслуживающих исторически сложившиеся морские транспортные коридоры между Америкой, Юго-Восточной Азией и Европой [9]. 1 Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути: приказ Министерства транспорта РФ от 17 января 2013 г. № 7 (с изменениями и дополнениями). URL: https://www.mintrans.ru/documents/. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz