Север и рынок. 2017, N 4.
Потепление в Арктике открывает Северный морской путь для свободного судоходства в течение большей части года. Росгидрометом в 2014 г. был подготовлен доклад «Изменение климата и их последствия на территории РФ», в котором говорилось, что скорость потепления в России в два раза выше, чем в мире, и во второй половине XXI в. Северный Ледовитый океан может полностью очиститься ото льда. В настоящее время навигация по СМП возможна 3,5 месяца летом, но этот период может удлиниться. Климатические изменения могут понизить издержки на эксплуатацию Севморпути, в частности, это касается ледокольной проводки. Именно высокая стоимость проводки и непрозрачный механизм ее образования в 2015 г. были названы экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства недостатками СМП, которые мешают конкуренции с маршрутом через Суэцкий канал. Считается, что вследствие глобального потепления самый короткий по продолжительности путь между странами АТР и Европой станет экономически выгодным, что должно увеличить грузопоток по СМП и обеспечить возрождение арктических поселков. В данном аспекте основной проблемой является неразвитость инфраструктуры, включая отсутствие портов и т. д. В свою очередь, на правительственном уровне условием инвестиционной привлекательности Арктики и повышения экономической активности в регионе также называется развитие Северного морского пути, прежде всего, в части создания транспортной инфраструктуры, обеспечивающей круглогодичную навигацию [4]. При условии нормального функционирования трассы, которая будет отвечать требованиям отечественной нормативно-правовой базы и нормам международного права по безопасности мореплавания, могут быть реализованы перспективы развития СМП. Он сможет конкурировать с южными маршрутами при условии повышения его экономической привлекательности, когда инфраструктура позволит максимально снизить факторы различных рисков при плавании в арктических льдах [5]. Восстановление функционирования СМП является приоритетной частью российской государственной политики в Арктике. Все вышесказанное отражено в ^ратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года1, которая была утверждена президентом РФ в 2013 г. Нормальное функционирование и развитие СМП потребует создания современной транспортно-логистической инфраструктуры с привлечением иностранного капитала, для чего необходимы значительные изменения в законодательстве, уверен заведующий кафедрой международного публичного и частного права Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), доктор юридических наук Вячеслав Гаврилов. «Необходимо иметь в виду, что реальное воплощение в жизнь концепции СМП как жизнеспособной альтернативы традиционным европейско-азиатским морским маршрутам невозможно без принятия нашим государством новых глубоких комплексных усилий по повышению инвестиционной привлекательности российского Севера и создания здесь мощной и современной транспортно-логистической инфраструктуры с широким привлечением иностранного капитала. Решение задачи такого уровня и масштаба невозможно без внесения существенных (хотя и узко предметно ориентированных) изменений в действующее таможенное, налоговое, валютное, гражданское и иммиграционное законодательство РФ. На этом фоне предпринимаемые сегодня в нашей стране усилия по приданию арктическому региону особого правового статуса в рамках разработк и проекта федерального закона « О развитии Арктической зоны Российской Федерации» являются явно недостаточными», — считает Гаврилов [4]. При этом им отмечается, что Россия, опираясь на нормы международного права, достаточно активно реализует свое право на принятие специальных законов и правил о регулировании навигации отечественных и зарубежных судов в ее территориальных водах и исключительной экономической зоне в Арктике. В качестве примера одного из важнейших практических шагов, предпринятых в этом направлении, он привел принятие в 2012 г. поправок в законы о регулировании торгового мореплавания в акватории СМП, которые отразили базовые принципы российского видения правового статуса СМП и определения его границ. При этом практические механизмы эксплуатации СМП нашли закрепление в Правилах плавания 1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. президентом РФ 20 февраля 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_142561/. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz