Север и рынок. 2017, N 4.
8. Совершенствование научно-технической политики, которая должна стать важнейшим элементом государственного регулирования всей системы общественных отношений. Для этого необходимо: • развитие взаимодействия образовательных и научно-исследовательских организаций с промышленными предприятиями; • расширение практики софинансирования государством и предприятиями долгосрочных научных исследований и программ; • восстановление полного научно-производственного цикла — от фундаментальных научных исследований до внедрения в производство; • развитие системы профессионального образования в целях подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с мировыми стандартами; • повышение качества подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать задачи модернизации промышленности. 9. Повышение роли и значения человеческого капитала. По данным аналитики рекрутингового портала HeadHunter, количество предложений от работодателей арктических регионов России (на примере Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Чукотского автономных округов и Республики Саха) в январе 2017 г. по сравнению с январем 2016 г. увеличилось более чем в два раза. Основной спрос пришелся на специалистов из сферы продаж (28 % от общего количества вакансий, размещенных в исследуемых регионах в январе 2017 г.), добычи сырья (16 %), банковской сфере (14 %), сфере рабочего персонала (13 %) и производства (12 %). Большое количество вакансий размещают компании, связанные с добычей газа, нефти, минерального сырья, с разработкой карьеров или с промышленным строительством [37]. На Севере и в Арктике наблюдается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении, нет сбалансированной системы подготовки кадров и прогнозов востребованных специальностей. Проекты внедрения системности в подготовке кадров для Арктики пока запускаются только в качестве пилотных. Так, в Мурманской области идет апробация стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. В процессе задействованы работодатели, вузы, органы власти и движение WorldSkills. Стандарт призван прогнозировать потребность в кадрах и развивать практико-ориентированное обучение, организовать независимую оценку качества подготовки кадров, профориентацию и систему дополнительного образования детей. В настоящее время получено согласие от 6 ведущих предприятий региона на участие в пилотной апробации стандарта, среди них горнодобывающие, судоремонтные и другие компании [37]. Компании — участники арктических проектов, например ПАО «ГМК "Норильский никель"», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром», все активнее становятся инициаторами образовательных программ. Однако всего 5 % образовательных программ реализуются вместе с работодателями. Также целесообразно эффективно использовать накопленный в странах положительный опыт непрерывного образования в сфере управления создания и внедрения инновационных проектов, а также повышения квалификации в современных бизнес-школах в сфере MBA- и EMBA-программ. При этом в регионах Севера и Арктики бизнес-школа по указанным программам до сих пор отсутствует. Учитывающая специфические особенности индустриального развития северных регионов бизнес-школа должна быть направлена на подготовку менеджеров всех уровней и промышленных предприятий, работников образовательных и научных организаций, чиновников государственной и муниципальной власти [38]. Особая проблема связана с привлечением молодых специалистов для работы в северных регионах. Задача исключительно актуальна в настоящее время, поскольку Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации предусмотрено активное освоение природных ресурсов, в том числе арктического шельфа. Следует восстановить хотя бы ранее действовавшие льготные условия начисления полярных надбавок и реанимировать институт «подъемных» выплат. Очень важной дополнительной гарантией может служить возмещение государством части расходов на обучение дефицитных кадров, причем эта часть может быть пропорциональна сроку, который специалист обязуется проработать на Севере. Заключение Анализ показал, что уровень развития научно-исследовательского комплекса Севера и Арктики значительно отстает от показателей развитых северных стран. Уровень развития инновационного комплекса несколько выше. Однако это характерно только для Магаданской области. В других регионах Севера и Арктики уровень развития низкий и требуется комплексная модернизация инновационного комплекса не менее 60 %. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz