Север и рынок. 2017, N 4.

и гарантировать стимулирование развития предпринимательской инициативы в инновационной сфере; прозрачность и стабильность правил осуществления экономической деятельности; привлечение инвестиций по финансированию и внедрению инновационных научных исследований и разработок; стимулирование научно-технических работников и предпринимателей-инноваторов по формированию инновационной продукции и технологий; стимулирование и содействие активизации инновационной деятельности; рост уровня инновационной культуры. С учетом специфических особенностей Арктической зоны и значения для национальных интересов Российской Федерации необходимо принятие федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», закрепляющего основные цели и направления государственной политики в АЗРФ и формирующего организационно-правовой механизм их реализации. 2. Повышение инвестиционной активности. Одной из основ модернизации является инвестиционная активность на макро- и микроэкономическом уровнях. Мировой и российский опыт показывают, что модернизация экономики должна опираться на фундамент в виде укрепления реального сектора, сопровождаемого высокими темпами притока инвестиций в основной капитал, прежде всего, в высокие технологии, на модернизацию производственных мощностей, значительным приростом основного капитала [9]. Следует отметить, что динамика инвестиций в основной капитал регионов Севера и Арктики в последние годы нестабильна (табл. 5). Таблица 5 Динамика инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году [10] Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Ненецкий АО 112,2 97,1 124,7 104,1 122,2 127,8 82,0 Мурманская обл. 86,2 138,5 121,3 92,8 121,0 101,8 91,1 Ямало-Ненецкий АО 99,8 112,6 116,7 99,3 118,5 87,4 122,5 Республика Саха (Якутия) 63,8 136,9 103,0 90,2 91,8 99,4 128,8 Камчатский край 118,7 96,0 106,1 90,2 69,4 80,5 132,8 Магаданская обл. 99,9 104,6 134,2 119,7 100,0 133,1 61,2 Чукотский АО 33,9 170,3 174,3 66,3 64,1 156,2 63,2 Регионы Севера и Арктики 87,8 122,3 125,8 94,7 98,2 112,3 97,4 Российская Федерация 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,1 Как указывает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Максим Зайцев, «инвестиции в основной капитал зависят от ожиданий субъектов экономики» [11]. Таким образом, снижение инвестиционной активности можно объяснить опасениями ухудшения экономической и финансовой ситуации в связи с мировым финансовым кризисом и введением западными странами санкций против России. В регионах Севера и Арктики сохраняются низкие объемы инвестиций, направляемых на реконструкцию и модернизацию (табл. 6). Таблица 6 Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал [12] Регион 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Ненецкий АО 1,7 2,3 2,0 1,5 5,0 Мурманская обл. 12,1 20,5 18,1 12,9 13,4 Ямало-Ненецкий АО 7,0 6,9 5,3 4,5 1,7 Республика Саха (Якутия) 5,4 8,3 5,6 5,8 5,8 Камчатский край 25,8 30,0 24,5 19,8 15,9 Магаданская обл. 9,7 7,8 6,0 2,8 7,7 Чукотский АО 13,3 6,3 7,5 6,1 4,3 Российская Федерация 19,5 18,8 17,4 17,3 16,3 По данным Росстата, в северных регионах почти 40 % инвестиций в основной капитал по источникам финансирования приходится на собственные средства (табл. 7). 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz