Север и рынок. 2017, N 3.
Экономическая привлекательность арктической территории в различные исторические периоды определялась различными факторами, и, тем не менее, в основе ее лежала задача освоения северных природных ресурсов и получение прибыли. Задача привлечения и закрепления на северных территориях постоянного населения стала актуальной существенно позже, а инициирована она была необходимостью реализации национальных геополитических интересов. Отметим, данная задача, неразрывно связанная с целями «арктического присутствия», требует вложений в развитие не только экономической, но и социальной инфраструктуры. Так или иначе с данной проблемой сталкиваются все арктические государства. Еще в 1967 г. Дж. Кристиан, генеральный управляющий “Cassiar Аsbestos Corporation”, на Четвертой национальной канадской конференции по развитию Севера особо отметил, что «...только очень хорошими условиями жизни мы можем побудить людей уехать на Север из крупных городов с их огромным разнообразием бытовых и культурных возможностей» [1]. Активное освоение территорий, которые сегодня отнесены к АЗРФ, началось в советский период. В это время предпринимаются попытки фундаментального осмысления предметно объектной парадигмы освоения Севера, районирования его территорий по климатогеографическим критериям, сопоставление экономических издержек обеспечения условий жизнедеятельности населения в различных условиях северных регионов. До разработки нормативно-правовой базы по северным территориям, которой в мае 2017 г. исполнилось уже 85 лет, некоторые льготы предусматривались только для отдельных категорий служащих, работающих в отдаленных регионах страны, в зависимости от квалификации и занимаемой должности. К этой категории правовых актов относятся Постановление ЦИК СНК РСФСР от 11 мая 1927 г. «О льготах для работников государственных учреждений и предприятий в отдаленных местностях СССР» и Положение, утверждённое Постановлением ЦИК СССР № 42 и СНК СССР № 204а от 12.08.1930 «О льготах для лиц, работающих в отдалённых местностях СССР, и вне крупных городских поселений». Первая же попытка научно-обоснованного районирования северных территорий была предпринята 10 мая 1932 г. с опубликованием Постановления ВЦИК СНК РСФСР «О введении в действие с 1 января 1932 г. Положения о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР», в основу которой была положена концепция районирования территории России по природно-климатическим условиям жизнедеятельности, а районы Крайнего Севера РСФСР впервые были выделены в отдельную группу. С этого момента в РФ территории Севера становятся объектом хозяйственного освоения и, соответственно, социального развития, для территорий Севера начинается разработка нормативно-правовой базы регионального (окружного) уровня. Так, например, было принято Постановление Совета Народных комиссаров СССР от 27.01.1932 «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги», в соответствии с чем Мурманский округ был отнесён к первому поясу отдалённых местностей, т. е. к местностям с особо тяжёлыми климатическими условиями, что давало работающим здесь людям определенные «северные» преференции. Великая Отечественаная война прервала процесс совершенствования северного законодательства. С 03.10.1942 г. северные льготы были отменены, сохранились лишь процентные надбавки к заработной плате. С окончанием войны Президиум Верховного Совета СССР 01.08.1945 г. издает Указ «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» и вслед за ним — Постановление СНК СССР от 02.09.1945 № 2262 «Об утверждении перечня местностей Крайнего Севера и инструкции Наркомфина СССР и ВЦСПС по применению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945», согласно которому Мурманская область была отнесена к районам Крайнего Севера, а льготы восстановлены, правда, не в полном объеме. Далее система льгот была пересмотрена только в 1960 г., когда Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 10.02.1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», введённый в действие с 01.03.1960 г. В последующие годы был издан большой объем нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к нему. Одним из наиболее важных документов является Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, регламентирующий, как следует из названия документа, районирование территорий Крайнего Севера и приравненных к ним. Некоторые из этих актов, в неоднократно измененном и дополненном виде, действуют до сих пор. Например, вышеуказанный документ в дополненном варианте издан в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2004 г. № 245. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz