Север и рынок. 2017, N 3.
Если же предприятие было активно в создании маркетинговых инноваций, т. е. достаточно хорошо ориентируется на рынке, знает, как сформировать спрос на свою продукцию, то в этих условия начинает работать тяга рынка, когда вовлечение таких предприятий в процессы создания технологических инноваций повышает его экономический результат, увеличивая мощность и, как следствие, объемы продаж. Правило тяги рынка действует в условиях комплементарного технологического толчка. Для предприятий собственности субъектов Российской Федерации действуют другие правила рационального поведения: если предприятие занимается технологическими инновациями, то по ряду причин (например близость потребителя и наличие конкуренции) для него действует правило тяги рынка, поскольку занятия маркетинговыми инновациями в дополнении к технологическим позволяют ему сформировать дополнительный спрос на свою продукцию. Правило тяги рынка комплементарно правилу технологического толчка. Если предприятие специализировалось только на создании маркетинговых инноваций, то организовать технологических толчок (добиться рыночных преимуществ за счет технологических инноваций) ему не удается. Работает эффект отрицательного замещения, когда переключение ресурсов на создание технологических инноваций приводит к потере экономической эффективности. Предприятиям федеральной формы собственности в силу особого положения на государственном (квази-) рынке представляется нерациональным для улучшения своего экономического положения использовать технологический толчок или тягу рынка. Для предприятий иностранной и совместной формы собственности оказывается рациональным использовать правила тяги рынка и технологического толчка одновременно (комплементарно). Это означает, что специфика рынков и технологической среды, к которым они принадлежат, позволяет им улучшить свое экономическое положение за счет комплементарного использования процессов создания маркетинговых и технологических инноваций. Работа может иметь практическое значение для инновационного промышленного развития регионов Севера и Арктики. Литература 1. Pavitt K. Innovation processes // The Oxford Handbook o f Innovation. 2006. Р. 86-114. 2. Freeman C. The national system o f innovation in historical perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19, no. 1. P. 5-24. 3. Fagerberg J., Sapprasert K. National innovation systems: the emergence o f a new approach // Science and Public Policy. 2011. Vol. 38, no. 9. P. 669-679. 4. Lundvall B. A. National innovation systems — analytical concept and development tool // Industry and Inovation. 2007. Vol. 1, no. 1. P. 95-119. 5. Metcalfe J. S. Technology systems and technology policy in an evolutionary framework // Cambridge Journal o f Economics. 1995. Vol. 19, no. 1. P. 25-46. 6 . Golichenko O. G. The national innovation system: From concept to research methodology // Problems o f Economic Transition. 2016. Vol. 58, no. 5. P. 463-481. 7. Lundvall B. A. User-producer relationships, national systems o f innovation and internationalisation // National Systems o f Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. Frances Pinter Publishers Ltd., 1992. P. 45-67. 8 . Голиченко О. Г. Основные типы процессов и ресурсов в национальной инновационной системе // Инновации. 2016. № 7. С. 64-74. 9. Balycheva Y., Golichenko O. The innovation process of Russian manufacturing companies // Proceedings o f the 10th European Conference on Innovation and Entrepreneurship. 2015. Р. 45-53. 10. Baranano A. M. The non-technological side of technological innovation: state-of-the-art and guidelines for further empirical research // International Journal o f Entrepreneurship and Innovation Management. 2003. 3. P . 107-125. 11. Boer H., During W. E. Innovation, what innovation? A comparison between product, process and organisational innovation // International Journal o f Technology Management. 2001. 22. P. 83-107. 12. OECD and Eurostat, Oslo Manual — Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data. 3rd Edition. Paris, 2005. 13. Ilic D., Ostojic S., Damnjanovic N. The importance o f marketing innovation in new economy // Singidunum Journal o f Applied Sciences. 2014. Vol. 11, no. 1. P. 34-42. 14. Griffin A., Hauser J. R. Integrating R&D and marketing: A review and analysis o f the literature // Journal o f Product Innovation Management. 1996. 13. P. 191-215. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz