Север и рынок. 2017, N 3.
активные предприятия этой формы собственности занимают на рынке стабильную позицию и их вовлечение в деятельность по созданию какого-либо из двух видов инноваций (маркетинговых или технологических) не создает им новые возможности на рынке [18]. Предприятия субъядра иностранной и совместной собственности эффективнее, чем инновационные и маркетингово-инновационные предприятия этих форм собственности. Иными словами, для предприятий с участием иностранной собственности проявляется эффект комплементарности двух видов инновационной деятельности: положение предприятий этих видов собственности на рынке улучшается, если имеет место сочетание маркетинговых и технологических инноваций. Это улучшение составляет примерно 10 % от объема продаж. Заключение и обсуждение результатов Таким образом, для описания динамики развития инновационной системы ее функционирование представляется как результат взаимодействия процессов. Среди этих процессов выделяются ключевые, т. е. процессы, обеспечивающие выполнение фундаментальных функций системы (реализующих создание, хранение, передачу знаний и их экономическое применение), и критические процессы, во многом обеспечивающие возможность и эффективность функционирования первых. Для процесса создания технологических инноваций важнейшим критичесим процессом является маркетинг. Критический процесс может быть в достаточной степени независим от ключевого процесса, в частности, только некоторые его подпроцессы могут быть непосредственно связаны в рассматриваемый промежуток времени с ключевым процессом. На отсутствие такой непосредственной связи указывают разные материальные носители процессов. Так, например, выбор маркетинговой стратегии предприятия сам по себе может быть не связан с инновационной деятельностью. Но в данной работе подчеркивается важность существования взаимосвязи процессов создания маркетинговых и технологических инноваций. Вопрос характера этой взаимосвязи (например, являются ли данные процессы комплементарными или нет) представляется чрезвычайно важным. Чтобы исследовать данный вопрос для выборки российских предприятий необходимо, прежде всего, определить потенциал каждого из двух процессов: процесса создания технологических инноваций и процесса создания маркетинговых инноваций. Мерой этого потенциала является ядро интенсивности этих процессов. Относительные размеры ядра позволяют говорить о потенциально возможных размерах процессов, т. е. определять текущий потенциал их роста. Наличие значительных потенциалов процессов не означает, что имеются возможности для их взаимодействия. Чтобы определить характеристики взаимодействия процессов на рассматриваемой выборке необходимо найти пересечение их ядер интенсивности, т. е. построить их субъядро. Субъядро критического процесса является материальным носителем комплементарных ключевого и критического процессов. Оно, согласно принятой идеологии, задает потенциал взаимодействия. И, наконец, чтобы выяснить характер взаимодействия интересующих нас процессов, необходимо провести сравнительный анализ характеристик ядер интенсивности и субъядра, используя при этом бенчмаркинг, сравнивая характеристики соответствующих процессов с характеристиками процессов национальных инновационных систем, находящихся на более низкой или более высокой стадии развития. Чтобы применить данную метрологию полезно использовать структурный фактор. В качестве такового в данной работе было выбрано распределение предприятий по классам собственности. В результате оказалось следующее: в России число предприятий, имеющих два типа инновационных процессов одновременно, чрезвычайно мало (всего 1,2 % выборки против 20-30 % в ведущих европейских странах). Исследование распределения данных процессов по классам собственности предприятий не подтвердило гипотезу о том, что процессы создания маркетинговых и технологических инноваций для всех рассматриваемых классов предприятий комплементарны. Оказалось, что в большинстве случаев потенциал существующего взаимодействия процессов не реализуется. Иными словами, предприятия следуют своим принципам рационального поведения, которые во многом формирует среда, в которой они находятся. Ясно прослеживаются следующие принципы рационального поведения российских предприятий частной и смешанной формы собственности. В случае если предприятие активно занимается деятельностью по созданию технологических инноваций, то по ряду причин (возможно, отсутствие достаточного опыта в маркетинговой активности и наличие гарантированного рынка сбыта) ему экономически невыгодно отвлекать ресурсы на активизацию процессов создания маркетинговых инноваций. Действует правило чистого технологического толчка. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz