Север и рынок. 2017, N 3.

Для Российской Федерации в целом предприятия совокупного субъядра оказываются в 1,2 раза мощнее предприятий ядра интенсивности маркетинговых процессов в целом (т. е. всех МИАО). Кроме того, они оказываются на 20 % менее мощными по сравнению с предприятиями инновационного ядра (ТИАО). Эти цифры говорят о том, что в целом по стране, если МИАО начинают заниматься технологическими инновациями, то это требует от них роста мощности предприятия на 20 %, но в случае, когда ТИАО наряду с технологическими инновациями создают маркетинговые инновации, их мощность может быть снижена на те же 2 0 %. Это означает, что для комплементарных процессов предприятий субъядра срабатывают следующие эффекты замещения. Вовлечение предприятий, активных в маркетинговых инновациях, в дополняющую деятельность по созданию и использованию технологических инноваций приводит к росту мощности предприятия и, как следствие, к увеличению его доли на рынке. Иными словами, для таких предприятий срабатывает эффект комплементарности, когда дополняющая деятельность приводит к росту экономического эффекта от прежней. И, наоборот, если предприятия активные в технологических инновациях, начинают заниматься маркетинговой деятельностью, то это приводит к падению их мощности, т. е. доли на рынке. В этом случае отказ от маркетинговых инноваций ведет к росту экономических результатов, т. е. имеет место положительный эффект замещения маркетинговой технологической инновационной деятельностью. Такая же картина характерна для предприятий частной и смешанной собственности. Для предприятий этих классов, если ТИАО начинают заниматься маркетинговыми инновациями, то это снижает среднюю мощность предприятий. Однако в обратной ситуации, когда деятельность по созданию маркетинговых инноваций сочетается с активностью в создании технологических инноваций, средняя мощность предприятий увеличивается. Эти результаты можно трактовать следующим образом: скорее всего, часть инновационных ресурсов технологически инновационных предприятий отвлекается на создание и использование маркетинговых инноваций, в то же время невысокое качество маркетинговых инноваций, создаваемых отечественными технологически инновационными предприятиями частной и смешанной форм собственности, не позволяет увеличить поставки продуктов на рынок, а следовательно, нарастить выпуск производимой продукции. В этой ситуации рациональный выбор предприятия состоит в отказе от процессов создания маркетинговых инноваций. При таком выборе имеет место эффект замещения, когда маркетинговые инновации замещаются технологическими. В свою очередь, достаточно низкое качество маркетинговых инноваций может быть скомпенсировано более высоким уровнем технологических инноваций: когда МИАО вовлечены в процессы создания технологических инноваций они способны увеличить масштабы реализуемой на рынке продукции. В этом случае имеет место эффект комплементарности. В результате того, что на фоне активности в маркетинге появляется дополнительная деятельность по созданию технологических инноваций, повышается экономический эффект, т. е. растет мощность и доля предприятия на рынке. Предприятия субъядра собственности субъектов Российской Федерации, наоборот, существенно более эффективны (в смысле мощности), чем технологически инновационные предприятия, но менее эффективны, чем маркетингово-инновационные (в 0,5 раз). При переходе ТИАО на субъядро их мощность возрастает в 4,2 раза, в случае аналогичного перемещения для МИАО она падает на 50 %. Это означает, что уровень маркетинговых инноваций, создаваемых предприятиями этого вида собственности, активными в процессах создания технологических инноваций, весьма высок. Последнее позволяет им использовать эффект комплементарности маркетинговых инноваций по отношению к продуктовым, т. е. повышать экономическую эффективность (мощность и долю на рынке) за счет использования дополнительной деятельности по созданию маркетинговых инноваций. Данный эффект, возможно, связан с тем, что предприятия собственности субъектов РФ, будучи привязанными к региональному рынку, испытывают внешнее конкурентное давление со стороны предприятий других форм собственности. Последнее заставляет их активно использовать новые маркетинговые стратегии для закрепления и развития своих конкурентных позиций. В то же время, в отличие от предприятий частной и смешанной форм собственности, МИАО собственности субъектов РФ оказываются не способными сформировать и использовать тягу рынка для развития деятельности в области технологических инноваций. Иными словами, попытки заняться технологическими инновациями вызывают отрицательный эффект замещения, следствием которого является падение экономического результата (мощности и доли на рынке). Предприятия федеральной формы собственности демонстрируют одинаковые показатели эффективности внутри рассматриваемых групп предприятий. Это означает, что инновационно­ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz