Север и рынок. 2017, N 3.
процессов создания технологических и маркетинговых инноваций является ключевой для успешности фирмы, говорилось еще до выхода третьего издания Руководства Осло [14]. Данная тема также становится актуальной в ряде последних зарубежных исследований: о необходимости создания маркетинговых инноваций свидетельствуют результаты немецкой работы, в которой, основываясь на данных опросов руководителей нескольких сотен предприятий Германии, выявлено, что для молодых фирм, находящихся в условиях ограниченных ресурсов и еще не успевших занять свое место на рынке, эффективной инновационной стратегией является фокусирование на маркетинговых, а не на технологических инновациях [15]. В свою очередь, малые и средние предприятия, применяющие маркетинговые инновации, могут конкурировать с более крупными предприятиями, так как последние менее склонны к инновационным инициативам [16]. Ниже мы будем опираться на гипотезу работы, что каждому ключевому процессу соответствуют процессы, действие которых критично для него. Эти процессы (их материальные носители) могут быть частью соответствующего ключевого процесса (его материального носителя) или иметь общие с ним (с его материальным носителем) части. Для процесса создания технологических инноваций среди критических для него важными являются процессы экспорта произведенных товаров и услуг, производства знаний, процесс внутрифирменного обучения, организационный процесс и маркетинг. В рамках данной работы из только что указанных процессов, критических для инновационного, нас будет интересовать маркетинг. Что касается маркетинга, то здесь необходимо напомнить, что в современной экономике предприятия выбирают маркетинговые методы так, чтобы строить производственные и рыночные стратегии непосредственно взаимодействуя со своими реальными и потенциальными покупателями [17]. Поэтому маркетинговые инновации в основном направлены на совершенствование процесса идентификации нужд потребителей, формирование новых и модификацию старых каналов связи с потребителями. Внедрение новых маркетинговых методов способствует тому, что по мере взаимодействия фирм с потребителями последние в итоге становятся «промоутерами». Иными словами, создаются такие условия, когда покупатель лоялен к продукции данного производителя и может посоветовать ее другим группам потребителей [13]. Потенциалы процессов и их взаимосвязей: ядра интенсивности процессов и их субъядра Маркетинг, с одной стороны, является необходимой компонентой процесса создания технологических инноваций, с другой стороны, этот процесс может иметь самостоятельную инновационную составляющую, которая и является предметом анализа в настоящей работе. Это обстоятельство отражается в статистике. Так, с одной стороны, затраты на маркетинг присутствуют в затратах на технологические инновации, а с другой стороны, статистика включает отдельно и данные о затратах на маркетинговые инновации российских предприятий. Это, в частности, подтверждает наличие связи процессов создания технологических инноваций и процессов маркетинга, точнее, их комплементарность. Как для всяких процессов в национальной инновационной системе, для процессов создания технологических инноваций и процесса маркетинга необходимо рассматривать их локализацию в этой системе [ 8 ]. С этой целью выделяются их ядра интенсивности, т. е. те минимальные части производственного процесса, на которых они сосредоточены. Ядро интенсивности процесса, по сути, устанавливает совокупность доступных для функционирования процесса ресурсов в текущий момент времени. Поэтому оно определяет текущий потенциал роста процесса, который может быть реализован за счет вовлечения неиспользованных ресурсов ядра. Носителями указанных ядер интенсивности являются предприятия, которые имели соответственно технологические или маркетинговые инновации в течение последних трех лет (далее такие предприятия будем соответственно обозначать ТИАО и МИАО). Характеристики ядер интенсивности процессов позволяют описать текущий потенциал функционирования процессов [ 8 ]. С другой стороны, как уже говорилось выше, для данных процессов характерно комплементарное взаимодействие. Потенциал этого взаимодействия определяется пересечением ядер интенсивности данных процессов (рис. 1 ) [ 8 ]. Иными словами, в терминах ядер интенсивности свойство комплементарности проявляется в том, что предприятия, на которых одновременно сосредоточены оба процесса, принадлежат пересечению своих ядер интенсивности. Из определения следует, что на каждом таком (непустом) пересечении сосредоточен некоторый инновационный подпроцесс, непосредственно связанный с маркетинговым подпроцесссом. Это пересечение назовем инновационным субъядром 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz