Север и рынок. 2017, N 3.
O. G. Golichenko Doctor of Sciences (Economics), Professor, Chief Researcher Cen tral Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia G. P. Luzin Institu te for Economic Studies of the KSC of the RAS, Apatity, Russia R. T. Sedunova Post-graduate Student Cen tral Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia CHARACTERISTICS OF COMPLEMENTARITY OF MARKETING AND PROCESS OF CREATING TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM Abstract. This article explores the characteristics of Russian and some foreign enterprises of various forms of ownership (federal, property of RF subjects, private, mixed Russian, foreign and joint Russian and foreign), active simultaneously in technological and marketing innovations. The research actively uses the concept of kernels and sub core of the processes of the national innovation system. Absolute and relative indicators of the scale of the sub-core has been compared with European counterparts. The efficiency index of a subcore (power) has been compared with similar indicators for enterprises that implemented only one type of innovation: technological or marketing. As a result, the hypothesis of the complementarity of process of creating marketing innovations and process of creating technological innovations has been tested, that is, about improving the position of the enterprise in the market by combining these two activities. The hypothesis test showed that for Russian enterprises it is not always performed. Based on the results of the study, it was possible to single out the principles of rational behavior of enterprises using marketing and technological innovations for various classes of property. This work can be of practical importance for innovative industrial development in the regions of the North and the Arctic. Keywords: marketing innovations, critical and key processes, sub-core, complementary processes, substitution effect. Общие характеристики рассматриваемых процессов В работе национальная инновационная система (далее — НИС) представляется как совокупность взаимодействующих процессов [ 1 ], реализующих такие фундаментальные функции НИС, как создание, хранение, передачу знаний и их экономическое применение [2-7]. Данные процессы стоит относить к разряду ключевых. Для каждого ключевого процесса следует определять процессы, действие которых критично для него, т. е. которые оказывают решающее (критическое) воздействие на функционирование ключевого процесса и инновационной системы в целом. Эти процессы (их материальные носители) могут быть частью соответствующего ключевого процесса (его материального носителя) или иметь общие с ним (с его материальным носителем) части. Эти процессы ниже именуются критическими. Критический процесс может быть достаточно самостоятельным, и не всегда его функционирование в рассматриваемый промежуток времени непосредственно связано с текущими потребностями ключевого процесса. Например, процесс производства знаний достаточно самостоятелен, и не всегда его функционирование определяется потребностями инновационной деятельности, рынка и производства благ. В качестве важнейшего ключевого процесса системы рассматривается процесс создания технологических инноваций [ 8 ]. Необходимо отметить, что под инновационной активностью предприятия традиционно понимается создание продуктовых или процессных технологических инноваций [9]. Продуктовые инновации совершенствуют функциональность продукта, улучшают его качество или позволяют расширить области применения. Процессные инновации зачастую основываются на внедрении новых технологий и повышают эффективность предприятия. Такой взгляд на инновации был отражен в первом и втором выпусках Руководства Осло (Oslo Manual). Он был раскритикован научным сообществом по ряду причин. Одной из самых важных является то, что создание технологических инноваций влечет за собой необходимость реорганизации бизнес - процессов, внешних связей с контрагентами и изменение подходов в маркетинге [ 1 0 , 1 1 ]. В результате концепция «технологичности» инноваций была дополнена понятиями маркетинговых и организационных инноваций. Третье издание Руководства Осло, опубликованное в 2005 г., содержало два новых типа нетехнологических инноваций [12]. Иными словами, в современных условиях залогом конкурентоспособности фирмы является не только создание инновационной продукции, но и способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, что делает необходимым активное применение именно нетехнологических инноваций [13]. О том, что связь 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz