Север и рынок. 2017, N 3.

8 . Pavlov K. V. Investicii i innovacii intensivnogo i ekstensivnogo tipa [Investments and innovations of intensive and extensive type]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Renaissance of Russia], 2009, no. 2, pp. 50-59. (In Russ.). 9. Komkov N. I., Selin V. S., Tsukerman V. A. Innovacionnaiy ekonomika [Innovation economy]. Moscow, Maks-Press, 2012, 544 p. (In Russ.). 10. Ekonomicheskiy mehanizm i osobennosty innovacionnoiy politiki na Severe [Economic mechanism and specificities of innovation policy in the North]. Apatity, KNC RAN, 2012, 255 p. (In Russ.). 11. Selin V. S., Tsukerman V. A., Vinogradov A. N. Ekonomicheskie usloviya i innovacionniue vozmozhnosti obespecheniya konkurentosposobnosti mestorozhdeniy uglevodorodnogo siurya arkticheskogo shel ’f a [Economic conditions and innovation potentialities for ensuring competitiveness of hydrocarbon fields of the Arctic shelf]. Apatity, KNC RAN, 2008, 267 p. (In Russ.). 12. Saveliev U. V. Potencial innovacionnogo razvitiya predpriaytiy Respubliki Kareliya kak vozmozhnosty resheniya problem monogorodov [The potential o f innovation development of the Republic of Karelia as a possibility to solve the problems o f monotowns]. Petrozavodsk, 2013, 23 p. (In Russ.). 13. Zamyatina N. U., Pilaysov A. N. Innovacionniy poisk v monoprofilyniuh gorodah [Innovation search in monotowns]. Moscow, LENAND, 2015, 216 p. (In Russ.). 14. Strategiya socialyno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoiy Federacii na period do 2020 goda. (In Russ.). Available at: expert.ru/dossier/story/strategya_2020/ (accessed 16.05.2017). 15. Strategiay innovacionnogo razvitiya Rossiiskoiy Federacii na period do 2020 goda. (In Russ.). Available at: google.ru/url/2227_strategia_1.doc (accessed 21.05.2017). 16. Selin I. V., Tsukerman V. A. Teoriya rentiu i problemy nedropolyzovaniya v nacionalynoiy ekonomike [The theory o f rent and challenges o f subsoil use in the national economy]. Gorny informacionno- analiticheskiy byulleten [Mining Information-Analytical Bulletin], 2010, no. 9, pp. 109-115. (In Russ.). УДК 33 О. Г. Голиченко доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва Институт экономических проблем КНЦ РАН им. Г. П. Лузина, г. Апатиты , Россия Р. Т. Седунова аспирант Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва, Россия ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ МАРКЕТИНГА И ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ КЛАССОВ СОБСТВЕННОСТИ Аннотация. Анализируются характеристики российских и некоторых зарубежных предприятий различных форм собственности (федеральной, собственности субъектов РФ, частной, смешанной российской, иностранной и совместной российской и иностранной), активных одновременно в технологических и маркетинговых инновациях. В исследовании используется концепция ядер и субъядер процессов национальной инновационной системы. Абсолютные и относительные показатели масштаба функционирования субъядра сравниваются с аналогичными характеристиками в европейских странах. Показатель эффективности субъядра (мощность) сравнивается с аналогичными показателями для предприятий, осуществлявших только один вид инноваций — технологические или маркетинговые. В результате проверяется гипотеза о комплементарности процесса создания маркетинговых инноваций и процесса создания технологических инноваций, т. е. об улучшении позиции предприятия на рынке при совмещении двух данных видов деятельности. Проверка гипотезы показала, что для российских предприятий она выполнятся не всегда. По итогам исследования удалось выделить принципы рационального поведения предприятий при использовании маркетинговых и технологических инноваций для различных классов собственности. Работа может иметь практическое значение для инновационного промышленного развития регионов Севера и Арктики. Ключевые слова: маркетинговые инновации, критические и ключевые процессы, субъядро, комплементарность процессов, эффект замещения. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz