Север и рынок. 2017, N 3.

Очевидно, что последний вариант в современных условиях и ближайшей перспективе не реален. Необходимо ориентироваться на второй подход с последующим (за пределами 2020 г.) переходом к первому. Такую политику в отдельных отраслях активно проводит Китай: например, в атомной энергетике коэффициент локализации (в том числе по российским проектам) вырос за последние 10 лет с 40 до 70 %. Нужно также учитывать, что государственное регулирование при научно-техническом отставании, как было показано в начале статьи, должно носить системный и комплексный характер. Это относится и к ресурсно-сырьевым отраслям Севера и Арктики. У них, например, важным элементом инновационных процессов третьей индустриализации является повышение обеспеченности запасами полезных ископаемых. Если на начало реформенных преобразований в 1990 г. они составляли в среднем 20 лет, а в отдельных отраслях превышали 25 лет, то уже к 2005 г. сократились до 10-15 лет [16]. Последние 5 лет отмечается усиление внимания государства и компаний к наращиванию запасов, что обеспечило их стабилизацию, а по отдельным видам (нефть, цветные и драгоценные металлы и т. п.) даже существенный прирост. Необходимо отметить, что промышленное производство будет доминировать на Севере и в Арктике в обозримой перспективе в силу того, что особые природно-климатические условия должны чем-то компенсироваться. И такими компенсаторами могут выступать как естественные конкурентные преимущества (ограниченность ресурсов в мире и наличие их в отдельных регионах), так и повышенная производительность труда, обеспечиваемая необходимым технологическим уровнем производства. Их взаимодействие и определит в целом направления «третьей» индустриализации на Севере России. Вместе с тем существуют сдерживающие факторы и риски, которые будут оказывать негативное влияние на процессы модернизации производства. В первую очередь к ним относятся: • моноотраслевой характер, низкая глубина и комплексность переработки сырья, высокая стоимость энергоносителей и их повышенный удельный вес в себестоимости продукции; • низкая транспортная доступность, в ряде случаев обусловленная изолированностью от единой транспортной сети Российской Федерации, сезонное функционирование водных транспортных магистралей, в совокупности выступающих как удорожающий фактор; • слабое развитие научно-технического и инновационного потенциала северных регионов, недостаточная мобильность отечественной инновационной системы; • отсутствие обоснованной и целостной концепции и системы стратегического управления развитием промышленности, в том числе добывающего комплекса Севера; • нехватка квалифицированной рабочей силы, в том числе обусловленная миграционным оттоком и старением кадров. Приоритетные направления инновационно-технологического развития Севера определяются хозяйственной специализацией экономики, характером сложившихся структурных сдвигов и пропорций (диспропорций) производственно-территориального комплекса. В региональном масштабе в качестве основополагающих задач, обусловленных приоритетными направлениями развития промышленности, необходимо выделить: • инновационную реструктуризацию отдельных предприятий, формирование рынка сбыта промышленной продукции; • формирование конкурентной среды, повышение конкурентоспособности продукции; • создание условий для формирования системы государственной поддержки инновационной деятельности промышленного комплекса, восстановление управляемости госсобственности, государственное участие в создании корпоративных структур; • формирование новых экономических и технологических связей предприятий различных отраслей и хозяйственных структур; • концентрацию капитала с целью создания структур, основанных на принципах самофинансирования, саморегуляции и саморазвития; • оживление инвестиционной деятельности в промышленности, сохранение и развитие научно-производственного, инновационного потенциала промышленности; • государственную поддержку экспортного сектора. Механизм государственного регулирования по отношению к Северу должен быть принципиально иным, основанным на особой роли территории. Улучшение экономического положения регионов возможно, прежде всего, при создании эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации приоритетных направлений развития производства 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz