Север и рынок. 2017, N 3.

Как видно из табл. 6 , существенная дифференциация отмечается и в темпах изменения производительности труда. В предсанкционный период (2011-2013 гг.) подавляющее большинство северных субъектов РФ уступало средним по стране показателям. Однако в 2013-2015 гг. ситуация кардинально изменилась: большинство регионов (а в 2015 г. — все 12) демонстрировали более хорошую динамику. В итоге 7 из них даже по итогам всей пятилетки показали более высокие темпы роста производительности труда, в том числе отстающая Карелия. В дополнение к краткому анализу эффективности остановимся на «социальной справедливости» — оплате труда (табл. 7). Здесь проблемы даже не в том, что по темпам роста номинальной зарплаты ряд регионов сильно отставал от показателя РФ, хотя по росту производительности труда опережал (в 2013-2015 гг. это Мурманская область, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий АО). К сожалению, постепенно теряет дееспособность сама система государственных гарантий и компенсаций, во многих субъектах РФ не формируется «отложенный спрос». В последующем это приводит к потере возможности выехать из северных территорий при достижении пенсионного возраста, что ухудшает демографическую ситуацию и увеличивает нагрузку на региональные бюджеты. Появляются проблемы в привлечении квалифицированного персонала, что оказывает сдерживающее влияние на инновационную динамику. Таблица 7 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата По годам, тыс. руб. % 2 0 1 1 2 0 1 2 2013 2014 2015 2015 г. к 2 0 1 1 г. 2013 г. к 2 0 1 1 г. 2015 г. к 2013 г. Российская Федерация 23369 26629 29792 32495 34030 145,6 127,1 114,2 АЗРФ Мурманская обл. 32342 36188 40225 43378 45989 142,0 124,3 114,0 Ненецкий АО 50036 57795 61756 65816 71230 142,4 123,4 115,4 Чукотский АО 53369 60807 68261 76285 79531 149,0 127,7 116,5 Ямало-Ненецкий АО 59095 63696 69192 74489 77272 130,8 117,1 111,7 Темпы выше РФ - - - - - 1 1 2 Север Республика Карелия 22174 24796 27503 29371 30704 138,5 124,3 111,4 Республика Коми 28897 33971 37717 40222 41365 143,1 130,5 109,7 Республика Саха 34052 39916 46542 51111 54631 160,4 136,7 117,4 Архангельская обл. 24611 28531 32465 35572 38300 155,6 131,9 118,0 Камчатский край 39326 43552 48629 53167 57404 146,3 123,7 118,3 Магаданская обл. 41934 49667 57121 62152 65996 157,4 136,2 115,6 Сахалинская обл. 38771 44208 49007 54896 61311 158,1 126,4 125,1 Ханты-Мансийский АО 45498 50841 54508 57976 60068 132,0 119,8 1 1 0 ,2 Темпы выше РФ - - - - - 5 5 5 Всего по Северу - - - - - 6 6 7 Санкционная политика Запада в целом должна оказать положительное влияние на инновационные процессы как в стране в целом, так и в ее северных провинциях. Можно отметить, что этому направлению последние десять лет и так уделялось повышенное внимание. Так, еще в 2011 г. были приняты основополагающие программные документы: «Стратегия социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [14] и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [15]. Ими предусматривалось три возможных варианта инновационного развития: • научно-техническое лидерство на базе отечественных НИОКР; • догоняющее развитие, т. е. развитие высокотехнологичных отраслей за счет частичного использования зарубежных заимствований НТП и роста инвестиционной привлекательности; • инерционно-импортоориентированное развитие, предусматривающее и в будущем ориентацию на импорт готовой техники. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz