Север и рынок. 2017, N 3.
При инвестировании собственных средств предприятий рациональность принятия решения об инвестировании определяется путем оценки упущенной выгоды при альтернативных вариантах вложений. Предложение капитала формируют финансово-кредитные институты, предоставляющие инвестиционные средства в займы или сами выступающие в роли инвестора. Равновесие рынка достигается в точке совпадения планов инвесторов и предприятий (объектов инвестиций) по поводу объемов, сроков и доходности вложений. На стадии реализации проекта и получения эффекта от этой реализации (возникающие здесь взаимодействия определяются величиной отдачи в соответствии с имеющейся целью участника инвестиционной деятельности) происходят: • ввод в действие производственных мощностей, замена изношенного оборудования, модернизация существующего и др. (в зависимости от того, что предполагает проект); • рост занятости и доходов населения в результате потребности предприятий в трудовых ресурсах; • рост доходов бюджетов за счет повышения объема налогооблагаемой базы и, как результат, повышение социальных расходов и, соответственно, уровня жизни населения; • производство и реализация готовой продукции на рынке товаров и услуг; • проявление иных положительных (улучшение социального климата в результате роста благосостояния населения) или отрицательных (загрязнение окружающей среды) эффектов. Однако комплекс взаимодействий, происходящих в процессе инвестиционной деятельности, не ограничивается достижением равновесных состояний функционирующих рынков (рыночные регуляторы). Перечисленные взаимодействия испытывают воздействие институциональной среды только косвенно — через уже существующие правила и нормы, их упорядочивающие. Субъекты инвестиционной деятельности, прежде всего в лице государственных органов власти, могут влиять на инвестиционную среду напрямую путем изменения законодательства или других мер. Среди направлений такого воздействия можно выделить: • воздействие на инвесторов через создание соответствующего законодательства и мероприятия инвестиционной политики; • воздействие на предприятия (потенциальные объекты инвестирования) посредством мероприятий промышленной политики, изменения налоговых ставок и правил амортизации; • воздействие на финансовых посредников путем проведения мероприятий денежно кредитной политики и созданием законодательства, регламентирующего эту сферу; • воздействие на население как субъект сбережений. Таким образом, взаимодействия , происходящие между субъектами инвестиционной деятельности, подвержены влиянию институциональной среды, а результаты этих взаимодействий — объемы, структура, приоритеты — непосредственно связаны с воздействием этой среды как на отдельных участников инвестиционного процесса, так и на рынки ссудного и реального инвестиционного капитала. В данном исследовании внимание будет сконцентрировано на нормативно-правовом обеспечении инвестиционных процессов в северных регионах1, затрагивающих интересы инвесторов и хозяйствующих субъектов. Мотивы поведения субъектов хозяйствования могут быть различны, но целью инвестиций является либо получение прибыли, либо достижение иного значимого для этого субъекта экономического или социального эффекта. В то же время инвестиционный процесс является предметом анализа, контроля и регулирования на государственном и региональном уровнях 1 К северным регионам в данном исследовании отнесены регионы Крайнего Севера, в которых хотя бы один район относится к Крайнему Северу (в совокупности 16 регионов) в соответствии с Постановление м Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях»: утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029). 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz