Север и рынок. 2017, N 3.

ловушки возможно лишь обеспечив эффективное функционирование формальных правил, предполагающих действенный механизм принуждения к их исполнению. При этом главную роль в процессе выхода из институциональных ловушек должно сыграть государство, поскольку ни один другой агент не способен принимать долгосрочные эффективные решения. Отсутствие действенных механизмов принуждения к исполнению правил приводит к тому, что любые формальные институты сразу прорастают неформальными отношениями и личными связями, переключаясь в режим персонифицированного торга. Другими словами, в российской экономике любые законы и нормы начинают действовать в зависимости от того, достаточно ли у заинтересованных сторон ресурсов, чтобы запустить их в действие или, напротив, заблокировать. В рамках данного подхода объясняется и барьерный характер государственного регулирования в условиях осуществления рыночных реформ в экономике, т. е. направление деятельности государства на установление многочисленных административных барьеров. Система функционирования барьерного регулирования приводит к эффекту блокировки: любые попытки отменить определенные входные барьеры наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп внутри государственного аппарата и коммерческих структур, делающих бизнес на вышеназванных барьерах. Кроме того, во введении новых барьеров заинтересованы не только те, кто «снимает» бюрократическую ренту, но и те, кто осуществляет текущий контроль [9]. Эффект блокировки обусловливает появление у экономических агентов стимулов к обходу административных барьеров: обращение к частным фирмам, помогающим обойти закон, или отдельным чиновникам, стоимость услуг которых значительно меньше, чем соблюдение официально установленного порядка. Следствием действия эффекта блокировки является рост теневого сектора и криминализация экономики. В этом заключается самая большая трудность проведения институциональных преобразований. С одной стороны, ведущая роль государства в данном процессе очевидна (государство обладает монополией на насилие и принуждение к исполнению формальных правил), с другой — государство может быть хищническим, ориентированным на интересы (получение ренты) малочисленной правящей элиты, и иметь цели, вступающие в конфликт с увеличением благосостояния общества. Проблемы институциональных преобразований, свойственные экономическому развитию России, накладывают свой отпечаток и на инвестиционные процессы. В преломлении к инвестиционной сфере институциональная среда подразумевает под собой совокупность правил, которые создают рамки для осуществления экономического взаимодействия между основными субъектами инвестиционной деятельности и способствуют росту инвестиционного потенциала экономики [ 1 0 ]. Взаимодействия участников инвестиционной деятельности определяются специфичностью стадий инвестиционного процесса: привлечение средств, непосредственное инвестирование и получение эффекта от инвестиций [ 1 1 , 1 2 ]. На стадии привлечения происходит взаимодействие: • между финансовыми посредниками (банками, инвестиционными и страховыми компаниями, инвестиционными и пенсионными фондами и др.) и населением или фирмами нефинансового сектора как собственниками потенциальных инвестиционных ресурсов по поводу предоставления этих средств в кредит или в другой вид займа; • между финансовыми посредниками и инвесторами по поводу привлечения аккумулированных средств к финансированию инвестиционных проектов. Эти взаимодействия формируют рынки ссудного капитала в различных его формах. Предложение ссудного капитала зависит от желания собственников сбережений осуществлять вклады в банки или другие финансовые организации. Спрос на этом рынке формируют финансовые посредники, аккумулируя средства для предоставления кредитов или вложений в другие виды активов с целью получения прибыли. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется равновесная процентная ставка. На стадии непосредственного инвестирования (вложение средств в конкретные инвестиционные проекты) происходят взаимодействия между инвесторами и предприятиями (как объектами инвестиций) по поводу заключения и реализации инвестиционных договоров. Эти взаимодействия образуют рынок реального капитала. Спрос на капитал на этом рынке предъявляют предприятия всех отраслей реального сектора. Его объемы зависят, в свою очередь, от ставки процента (затраты на обслуживание долга). 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz