Север и рынок. 2017, N 3.

Институты делятся на формальные и неформальные. Под неформальными обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения людей. Формальными институтами признаются правила, созданные и поддерживаемые специально на то уполномоченными органами власти. Правила постоянно изменяются, модифицируются, а не находятся в застывшем состоянии. Например, неформальные социальные нормы формализуются, закрепляются в праве; не подкрепляемые санкциями формальные правила трансформируются в неформальные и т. д. Развитие формальных правил никогда не происходит автоматически [4, 5]. Решение об их изменении должно быть принято соответствующим властным органом с учетом накапливающихся изменений в динамике экономических систем. Однако в реальной жизни это далеко не всегда делается во время и эффективно. Это связано с тем, что, с одной стороны, изменения в формальных правилах (или в механизмах, обеспечивающих их соблюдение) обычно требуют весьма значительных затрат ресурсов, но с другой — в периоды революций или завоеваний они могут происходить и довольно быстро. В этих условиях могут воспроизводиться неэффективные институты. Соответственно, в теории различают два варианта развития институтов: эволюционный и революционный [ 6 ]. Эволюционный вариант предполагает, что формальные институты возникают в процессе трансформации существующих неформальных институтов. То есть сохраняется зависимость от предшествующей траектории развития институтов. Революционный вариант институционального развития заключается в изменении формальных институтов с помощью политической воли («сверху»), ориентируясь на уже существующие образцы. Неформальные институты, существующие в обществе, принимаются в расчет в последнюю очередь, так как они не поддаются прямому воздействию и изменяются как реакция на новые формальные рамки. Формирование институтов «сверху» по инициативе государства в реальной жизни часто оборачивается созданием таких институтов, которые устраивают одну часть общества и не устраивают другую. Эволюционно институты рыночной экономики сложились только в Западной Европе. Отличительными признаками, стоящими у истоков формирования западной цивилизации, являются: господство закона; представительная власть, свидетельствующая о наличии гражданского общества; самоуправление городов. В восточной институциональной модели институты рынка имели второстепенный характер, вплетаясь в систему социальных связей. Господствующее же положение занимали институты раздаточной (редистрибутивной) экономики, обеспечивающие перераспределение продукта в соответствии с достоинством или соответственно социальному статусу. Рыночная и раздаточная экономики принципиально различаются по способу взаимодействия между участниками экономического процесса. Если в рыночной экономике основным способом взаимодействия является институт конкуренции, то в редисрибутивной — институт координации. В российской экономике, подобно восточной модели, формальные законы функционируют в рамках неформальных правил, приводя как к недейственности законов, так и к избирательности их действия по отношению к разным субъектам. Распространение данных практик свидетельствует о сохранении в процессе индивидуальных взаимодействий понятия «свой — чужой», которые свойственны консервативной идеологии, предполагающей разное отношение к представителям данной общности и к тем, кто находится вне ее. И в рамках данных отношений неизбежны неформальная институционализация при формальном провозглашении права [7]. Идеология консерватизма предполагает сильную государственность. И именно по этой причине роль государства не может быть сведена к тем рамках, которые отводятся для него либеральной идеологией. В данной идеологии одним из способов сокращения транзакционных издержек выступает вертикальная интеграция (нефтегазовый, металлургический комплексы — добывающие, перерабатывающие предприятия, сеть продавцов; административная реформа — отраслевой принцип управления, вертикальная подчиненность введенных структур (службы и агентства находятся в ведении министерств), упрочение практики назначения руководителей федеральных органов исполнительной власти (контроль сверху)). Способом сокращения транзакционных издержек может также стать и уход экономической деятельности в сферу теневой экономики. В данном случае высокие транзакционные издержки легального бизнеса являются одной из основных институциональных причин существования нелегального сектора. При исследовании последствий неформальной институционализации возникло такое понятие, как «институциональная ловушка» (фиксирует устойчивые негативные институциональные последствия тех или иных макроэкономических решений) [ 8 ]. Например, институциональными ловушками в России являются коррупция, уход от налогов, развитие теневого сектора. Выйти из этой 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz