Север и рынок. 2017, N 3.

и могут должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, ликвидности, качеству. Кроме того, чтобы указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания изменения основных параметров обращающихся финансовых инструментов, а соответственно, репрезентативная финансовая история их эмитентов. В России в большинстве случаев эти условия не выполняются [19]. Поэтому воздействие на инвестиционные процессы механизмов и инструментов фондового рынка минимально и в краткосрочном плане эту проблему не решить. Создание адекватных институциональных условий эффективного функционирования финансового рынка скорее относится к задачам стратегического характера. Позиция коммерческих банков как в финансировании основного капитала, так и в работе с населением более стабильна. Поэтому в кратко- и среднесрочной перспективе именно эти институты могут реально повлиять на сферу сбережений. В настоящее время качество и перечень предоставляемых ими на рынке сбережений услуг не в достаточной мере удовлетворяет сберегателей, о чем свидетельствует низкий уровень реализации инвестиционного потенциала населения. В данной связи, банкам необходимо уделять более пристальное внимание изучению инвестиционных предпочтений широких слоев населения, повышению качества предоставляемых услуг, расширению их перечня. Государственные органы власти, в свою очередь, включая региональные, должны взять на себя ответственность за создание условий, стимулирующих коммерческие банки к повышению активности на рынке сбережений. Кроме того, в арктических регионах необходима активизация региональной политики, направленной на усиление интеграции сектора домашних хозяйств в экономику региона, а также на формирование предпосылок для активизации процессов трансформации личных сбережений в инвестиционные ресурсы региона, например, через выпуск ценных бумаг региональными органами власти для населения. Этот механизм позволит не только привлечь сбережения населения, но и направить их в инвестиционные проекты на местах, снижая нагрузку на региональный бюджет. Для этого региональным властям требуется обозначить инвестиционные проекты в регионе и правила участия в инвестициях для населения и других инвесторов. В целом для расширения использования средств населения как источника инвестирования необходимо дальнейшее развитие финансовой инфраструктуры, повышение финансовой грамотности населения и активное участие государства, которое должно: • обеспечивать правовые основы вовлечения дополнительных ресурсов; • гарантировать населению выбор формы вложения средств по критерию их выгодности с точки зрения интересов и приоритетов их собственников; • реализовывать собственные интересы, обеспечивая населению более выгодные условия вложения средств; • осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения, выступать гарантом прав и интересов собственников этих средств; • создавать правовые и организационные предпосылки для работы со средствами населения на муниципальном и региональном уровнях. Литература 1. Улюкаев А. В. Вызовы экономического развития РФ и государственная экономическая политика // Вопросы экономики. 2016. № 6 . С. 36-44. 2. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления / под ред. акад. В. В. Ивантера. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Наука, 2016. 1016 с. 3. Селин В. С., Вышинская Ю. В. Экономика арктических регионов и корпораций на современном этапе // Вестник Кольского научного центра РАН. 2015. № 4. C. 90-99. 4. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d69 8a928/ (дата обращения: 08.05.2017). 5. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»: указ Президента РФ от 27.06.2017 № 287 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ: сайт. URL: http://rulaws.ru/president/Ukaz-Prezidenta-RF-ot-27.06.2017-N-287/ ( дата обращения: 09.07.2017). 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz