Север и рынок. 2017, N 3.

• формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности; • совершенствование механизма муниципального управления и регулирования экономики, направленного на стимулирование инвестиционного процесса; • создание оптимальных условий реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инвестиционной деятельности; • развитие городской инфраструктуры и обеспечение информационной открытости, формирование положительного имиджа муниципального образования. Однако уровень инвестиций в основной капитал неизменно падает к объемам финансирования предыдущего года и, по прогнозам, продолжит снижаться в 2017-2018 гг. за счет всех источников финансирования [32]. Стоит отметить, что в Апатитах более активными участниками инвестиционной деятельности, в отличие от монопрофильных муниципалитетов, выступают субъекты малого предпринимательства. Например, за 2014 г. ими осуществлены 29 инвестиционных проектов на сумму около 2 0 0 ,0 млн руб., в то время как объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. уменьшился на 38,2 % в действующих ценах и составил 90,0 млн руб. На бюджетные источники приходится около 37 % всех инвестиций [33]. Одновременно с падением уровня инвестиций в основной капитал сокращается и количество малых предприятий как в отчетном, так и в прогнозном периодах. В 2016 г. количество малых предприятий на территории города сократилось на 10 %, до уровня 2 0 1 2 г., при росте числа индивидуальных предпринимателей на 6 %. Однако численность работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, сократилась на 27 %. В целом доля работающего населения на территории г. Апатиты, занятого в сфере малого предпринимательства, в 2015 г. составляла около 35 %. Численность работников средних предприятий за исследуемый период сократилась на 30 % при неизменном количестве числа предприятий [33]. Следует еще раз отметить, что процесс стандартизации по улучшению инвестиционной среды совпал с кризисными явлениями, происходящими в экономике страны, что оказало значительное влияние на развитие предпринимательской среды и инвестиционной деятельности и, как следствие, на эффективность проводимой политики по улучшению инвестиционного климата. Заключение. Анализ местных бюджетов показал ухудшение бюджетной обеспеченности по всем муниципалитетам северных регионов за последние годы, что связано, в первую очередь, с неблагоприятной экономической ситуацией в стране в целом, введенными санкциями и падением цен на энергоресурсы, вследствие чего произошло резкое сокращение доли собственных доходов бюджетов. Однако начиная с 2016 г. ситуация с дефицитами бюджетов стала выправляться в основном благодаря оптимизации бюджетных расходов и увеличению финансовой помощи из вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ. Во всех группах муниципалитетов увеличился объем безвозмездных поступлений на фоне сокращения налоговых доходов. Высокий уровень дотационности указывает на растущую зависимость местных бюджетов от вышестоящих уровней бюджетной системы, что снижает самостоятельность муниципальных органов власти в проведении собственной экономической политики. Кризисные явления в бюджетной сфере оказали непосредственное влияние и на возможности формирования и реализации инвестиционной политики муниципалитетами Крайнего Севера. Анализ инвестиционной деятельности северных муниципальных образований за 2012-2015 гг. выявил негативные тенденции и значительные диспропорции между группами исследуемых муниципалитетов. Из-за падения цен на нефть резко снизился объем инвестиций в основной капитал на душу населения в нефтегазовых муниципальных образованиях. В моногородах снижение объема инвестиций связано с падением спроса и ростом задолженности предприятий в условиях кризиса. Однако, несмотря на это, и нефтегазовые города, и моногорода за счет участия в их экономике градообразующих предприятий по уровню инвестиций на душу населения намного превосходят городские округа, не относящиеся к ним по своей структуре экономики. В кризисных условиях значительные усилия региональных органов власти направлены на улучшение инвестиционного климата и создание благоприятной инвестиционной среды, в том числе и посредством внедрения стандартов деятельности органов власти по улучшению инвестиционного климата. На примере Мурманской области, которая наиболее активно включилась в процесс стандартизации по улучшению инвестиционного климата, можно сделать вывод, что внедрение и 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz