Север и рынок. 2017, N 3.
Для создания МИАС «Рыболовство» следует, прежде всего, уделить внимание именно информационному ресурсообмену в сложноструктурированной системе природопользования. Поскольку именно налаженная система взаимодействия по обмену различными сведениями позволит получать актуальную, достоверную информацию, а также позволит повысить степень оперативной доступности данных в пределах разрабатываемой системы [ 2 0 , 2 1 ] . Создаваемый механизм, позволяющий производить мониторинг, должен давать чёткую, неискаженную характеристику всех процессов, которые происходят в экономической системе природопользования, а также определять риски, которые возникают в процессе управления средой обитания рыбного хозяйства. Молниеносное реагирование на сбои в том или ином элементе позволит сократить возможные затраты на обеспечение устойчивости создаваемой системы. Информационный ресурсообмен должен разрабатываться как единая комплексная система отрасли с такими функциями, как аналитическая, справочная и управляющая. При разработке единой информационной базы необходимо предусмотреть интеграцию экономической системы природопользования с другими проблемно-ориентированными системами, а также информационное взаимодействие на международном уровне. Таким образом, единая информационная база должна быть: максимально автоматизирована, организована согласно комплексному подходу по отношению к методам сбора, анализа, интерпретации информационных данных, чётко позиционирована согласно всем правилам. Относительно функционирования системы информационного ресурсообмена в экономической системе природопользования следует учесть, что она должна охватывать все направления функционирования того или иного элемента системы, поскольку это должно обеспечить определенную поддержку в процессе принятия решений в ходе формирования и управления средой обитания рыбного хозяйства. Так, в МИАС «Рыболовство» должны быть отражены следующие направления развития отрасли [ 6 , 2 2 ]: • комплексное изучение сырьевой базы и среды ее обитания; • вопросы, касающиеся всех обязательств государства-флага и государства-порта; • перспективы развития промышленного рыболовства; • тенденции развития рыбопромыслового флота; • организация безопасности мореплавания и охраны жизни рыбаков на море; • проблемы, связанные с охраной водно-биологических ресурсов и их рациональным использованием; • социально-экономическая эффективность деятельности рыбохозяйственных организаций и отрасли в целом; • анализ и совершенствование нормативно-правовой базы. В процессе формирования информационно-аналитической системы необходимо учитывать общесистемные требования [15, 23]: • соответствие целям и задачам системы; • исследование заявленных и незаявленных, а также прогнозных, информационных потребностей, удовлетворение которых позволит обеспечить специалистов необходимой научно технической, экономической, правовой, экологической, финансовой, статистической и коммерческой информацией; • ранжирование информационных ресурсов; • обозначение основных фондодержателей и тематических границ информационных ресурсов; • обеспечение информативности, динамичности, доступности и целостности информационных ресурсов; • необходимость специализации, кооперации и координации работ по комплектованию, коллегиальность выработки основ развития информационной системы; • информационная защита с правовой и технологической стороны; • ограничение финансовых средств на создание информационной системы; • возможность интеграции информационных ресурсов в межотраслевые автоматизированные системы; • повышение уровня информационной квалификации специалистов различных отраслей. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz