Север и рынок. 2017, N 3.
В качестве основных причин недостатков информационного обеспечения деятельности рыбохозяйственных предприятий можно отметить следующие [14, 16, 17]: • имеющаяся в доступе информация зачастую оказывается бесполезной в процессе принятия управленческих решений; • информация представлена в излишнем объеме, что влияет на эффективность её использования; • информационный ресурс рассосредоточен по большому количеству источников; • информация, которая необходима, появляется либо с опозданием, либо в искаженном виде, что затрудняет ее эффективное применение; • существуют значительные трудности, чтобы провести проверку, насколько достоверна и точна информация; • организации не имеют собственных ресурсов для изучения рыночной конъюнктуры; • стоимость консалтинговых и маркетинговых агентств общей направленности достаточно высока, либо информационные ресурсы, которыми они владеют, поверхностны и ограничены; • специализированные агентства, аккумулирующие весь информационный поток об отраслевых рынках, не в полной мере учитывают специфику конкретного бизнеса и порой используют искаженную информацию в своих отчётах. В результате происходит искажение или блокировка информационного потока, что молниеносно сказывается на бизнес-процессах и на устойчивости СО системы. В настоящее время в рыбном хозяйстве России действует отраслевая система мониторинга (ОСМ), которая была создана в соответствии с постановлением правительства РФ от 26.02.1999 № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов», в целях обеспечения экономической безопасности РФ, рационального использования, изучения запасов и сохранения водных биологических ресурсов. Однако оценки достигнутых результатов и качества функционирования ОСМ негативны. Так, межведомственной комиссией по эффективному использованию природных ресурсов и экологической безопасности при полномочном представителе Президента РФ (протокол № 1 от 20.04.2012) отмечено: «Выстроенная Федеральным агентством по рыболовству система отраслевого мониторинга несовершенна, не отражает реальных объемов вылова, допускает бесконтрольный рыбный промысел в промышленных масштабах, контрабандный экспорт морепродуктов в российских водах Дальневосточного бассейна». Ущерб, который наносится широкомасштабным браконьерством экономической безопасности РФ, по различным экспертным оценкам, достигает цифр от 600-700 млн до 1,5-2 млрд долл. США [18]. После замены технических средств контроля в ОСМ качество её работы не улучшилось. Как отмечает Кирилл Маренин: «Когда изучаешь перечни технических средств контроля, утвержденные в России в 2008 и 2017 гг., возникает подозрение, что их цель — защита интересов не государства, а некоторых рыболовных компаний и некоторых производителей судовой аппаратуры» [19]. Есть надежда, что эта проблема будет решена после интеграции ОСМ в Межведомственную информационно-аналитическую систему (МИАС) «Рыболовство», которую планируется создать к 2019 г. Межведомственная информационно-аналитическая система (МИАС) «Рыболовство» будет иметь более широкие информационные возможности, позволит предоставлять государственные услуги в электронном виде, повышать уровень автоматизации международного взаимодействия в сфере регулирования рыболовной деятельности, информационного обеспечения, разработки управленческих решений. На основе высказываний руководителя Росрыболовства, новая МИАС должна обеспечивать оперативность и достоверность предоставляемой информации по рыболовной деятельности рыбохозяйственных организаций, а также обеспечивать государственное управление рыбной отраслью [14, 20]. В ходе изучения специфики и роли информационного ресурсообмена можно сделать вывод о том, что экономическая система природопользования может сохранять и повышать степень своей устойчивости лишь в том случае, если достаточно встроена в него [4]. С учетом сложности решаемых проблем в ходе формирования и управления средой обитания социо-эколого-экономических систем, можно отметить следующее важное положение — необходимость выделения в структуре механизма обеспечения устойчивости СО в экономических системах природопользования информационно-аналитического блока, который функционально связан практически со всеми функциями управления. Создание такого блока позволит настроить информационный ресурсообмен между всеми субъектами экономической системы и, как следствие, повысить уровень взаимодействия между ними. 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz