Север и рынок. 2017, N 3.
и 1 воздушный), развитую региональную сеть таможенной инфраструктуры — Карельскую таможню Северо-Западного таможенного управления с 13 таможенными постами, 5 из которых расположены в пунктах пропуска; • значительным транзитным потенциалом региона и наличием внешних возможностей, которые могут быть использованы при создании и дальнейшем функционировании рыбохозяйственных предприятий (в частности, близость к зарубежным рынкам может обеспечить снижение издержек при покупке необходимых материалов и комплектующих из-за рубежа, а также при сбыте готовой продукции). В качестве важного фактора, повышающего инвестиционную привлекательность Республики Карелия, стоит рассматривать федеральную целевую программу «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» (утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. № 570), направленную на создание условий для развития региона и включающую в себя также ряд комплексных проектов, связанных с развитием рыбохозяйственного комплекса, со снятием ключевых инфраструктурных ограничений в сфере энергетики и транспорта. Наличие инструментов по снятию инфраструктурных ограничений в Республике Карелия, в частности, позволит повысить инвестиционную привлекательность рыбоводных участков и инвестиционных площадок, которые могут быть использованы для создания рыбохозяйственных предприятий, за счет подвода коммуникаций — энергетических мощностей, подъездных дорог, причальной линии, телекоммуникационных сетей, очистных сооружений [ 1 0 , 1 1 ]. С точки зрения оценки инфраструктурных возможностей Республики Карелия для развития рыбохозяйственного комплекса и создания на его основе кластерной структуры ниже дана общая оценка доступных элементов, объектов и потенциальных возможностей инфраструктурного комплекса региона. Одним из важных инструментов региональной (пространственной) экономической политики выступают кластерные стратегии. Вопросы регионального экономического развития и повышения конкурентоспособности регионов провозглашены одними из важнейших приоритетов Российской Федерации для встраивания ее в мировое пространство как полноценной глобальной державы [12]. Это потребовало новых форм организации промышленного производства, новой промышленной и инновационной политики на основе локально-интегрированных региональных производственных систем и сетей. При этом невозможно игнорировать тот факт, что ни кластеры, ни другие факторы не смогут обеспечить развитие регионов, если не будут созданы предпосылки для региональной конкурентоспособности на национальном уровне, так как для придания устойчивости региональному развитию необходимо создание благоприятных условий, таких как макроэкономическая среда, стимулирующая экономический рост, стабильность, национальные институты (налоговая и правовая системы), поощряющие развитие бизнеса и создание рабочих мест [13]. Отличие современного северного кластера от индустриального территориально-производственного комплекса состоит в том, что теперь все более важным интегрирующим фактором выступают инновационные факторы, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно коммуникационные внутрикластерные сети, в то время как внутренним интегратором прежнего индустриального комплекса выступали, прежде всего, объекты производственной инфраструктуры. Значение кластеров и кластерной политики для районов Севера состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики Севера, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, фирм малого и среднего бизнеса [12, 14]. Стратегия создания и развития рыбохозяйственного кластера в Республике Карелия построена на максимальном учете социального, экономического и экологического аспектов, что нашло отражение в системе ценностных координат и принципов стратегии (рис. 1 ), а в практическом плане реализовано в формулировке стратегических задач, проектов и комплекса мероприятий, а также в предложенной выше структуре регионального рыбохозяйственного кластера. В частности, предложенные в стратегии стратегические проекты и комплекс практических мероприятий ориентированы на достижение экономического эффекта при одновременном соблюдении норм и условий экологической и социальной безопасности. Это фильтр, через который прошли все предложенные проекты и мероприятия, необходимый для выработки новых сбалансированных отраслевых и надотраслевых стандартов. В дальнейшем эти стандарты организации и осуществления рыбохозяйственной деятельности, отработанные в Республике Карелия и максимально приближенные к лучшим международным стандартам, могут транслироваться в другие российские регионы. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz