Север и рынок. 2017, N 3.

processing of fish. All in all, in the fishing industry of the Republic of Karelia there are 148 organizations, employing more than 2,5 thousand people (0,8 % of employment). These enterprises provide 1,5 % of GRP of the Republic of Karelia, or 2,5 billion rubles. The volume of growing commodity trout and production of fish stocking material increased 60 times from 1993 to 2016, and according to the results of 2016 amounted to over 22 thousand tons. Keywords: fishery cluster, innovation development, strategic directions, ecology-economic development. Введение. Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности, как встроенных в единую производственную цепочку, так и вспомогательных видов деятельности. Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, фармацевтической, химической, пищевой, легкой и кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн чел. в смежных отраслях экономики [1]. Российский рынок рыбы и морепродуктов характеризуется определенными особенностями, которые оказывают влияние на развитие рыбохозяйственного комплекса как в стране в целом, так и в ее регионах (в том числе в Республике Карелия). Ключевыми особенностями российского рынка рыбы и морепродуктов являются следующие. 1. В течение последних 5 лет наблюдается устойчивый рост среднедушевого объема потребления рыбы в России — с 14 до 22 кг/чел. в год. В Карелии данный показатель выше среднероссийского и составляет более 23 кг/чел. в год. К 2020 г. ожидается рост потребления до 25-28 кг/чел. в год, что соответствует показателям многих европейских стран [2]. 2. Объем рынка рыбы в 2014 г. составил 3,8 млн т, а ракообразных, моллюсков и водных беспозвоночных — 154 тыс. т. В стоимостном выражении объем рынка составляет около 509 млрд руб., а с учетом возможностей развития глубокой переработки рыбы — более 1,2 трлн руб. В объеме рынка наибольшую долю составляет вылов рыбы и морепродуктов — 70 %. В структуре товарной продукции наибольшую долю на рынке занимает мороженая рыба и морепродукты. По прогнозным данным, в 2016-2021 гг. объем российского рынка рыбы и морепродуктов будет расти темпами 1 ,3-2,1 % в год. К 2021 г. ожидается увеличение объемов рынка до 4,7 млн т[3, 4]. 3. Рыба и морепродукты являются одним из ключевых экспортно-импортных товаров, характеризуя достаточно сильную интеграцию данного российского рынка в международный рынок. Из общего объема добычи (производства) рыбы и морепродуктов в 2014 г. (3,8 млн т) 1,7 млн т — экспортируется, импорт рыбы и морепродуктов составил 1,6 млн т. Импорт рыбы, моллюсков, ракообразных и водных беспозвоночных в Россию в 2014 г. составил в стоимостном выражении 3 248,7 тыс. долл. США. В структуре импорта преобладает замороженная продукция: на 140 тыс. т охлажденной рыбы приходится 716 тыс. т замороженной (прежде всего, это минтай и продукция из минтая — 46 %, мороженая сельдь — 12 %, тресковые — 9 %, ставрида и тихоокеанский лосось — 5 %). Объем производства аквакультурной рыбы в России составляет 150 тыс. т в год. Тенденции и структура рынка рыбы и морепродуктов в России сильно отличается от структуры мирового рынка, на котором аквакультурная рыба занимает около 41 % (в России ее доля составляет всего 3,6 %). Республика Карелия в этом плане выгодно выделяется на общероссийском фоне. Доля аквакультурной рыбы в общем объеме выпуска рыбной продукции Республики Карелия составляет 40,8 % [5]. Российский рынок рыбы и морепродуктов характеризуется неэффективной географической структурой — 2/3 добывается и выращивается на Дальнем Востоке и 1/3 в европейской части России, в то время как 80 % рыбной продукции потребляется в европейской части. С этой точки зрения Республика Карелия имеет определенные преимущества, обладая значительным потенциалом для увеличения объемов выращивания аквакультурной рыбы и морепродуктов и имея короткое транспортное плечо для доставки готовой продукции к основным потребительским рынкам [3, 6 ]. Рост российского рынка рыбной продукции и морепродуктов эксперты связывают с действием следующих основных факторов [1, 7-9]. Первый фактор — увеличение потребления рыбы россиянами. По данным Федерального агентства по рыболовству РФ, в период 2008-2014 гг. объем потребления рыбной продукции на душу населения в стране вырос на 57 % (если в 2008 г. потребление рыбной продукции на душу населения составило 14 кг, то в 2014 г. составило 22 кг). Данный показатель почти в 2 раза меньше объема потребления мясной продукции на душу населения, который в 2014 г. составил 73 кг. Тем не менее в условиях снижения реальных доходов населения в 2014-2015 гг. наблюдается сокращение объемов 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz