Север и рынок. 2017, N 3.
новая модель господдержки развития моногородов, которая ориентирована на наиболее проблемные монопрофильные поселения. Например, Фондом развития моногородов (далее — ФРМ) в 2015 г. были отобраны восемь проектов из 94 наиболее проблемных монопрофильных поселений, которые будут софинансированы на 4,7 млрд руб. [16]. По состоянию на 1 января 2017 г. в моногородах, получивших поддержку ФРМ, уже создано более 2,5 тыс. рабочих мест, а объем привлеченных инвестиций составляет 17 млрд руб. К концу 2018 г. в моногородах планируется создать 230 тыс. новых рабочих мест. Однако новая схема распределения бюджетных средств для поддержки моногородов в соотношении 95:5 (95 % — средства ФРМ, 5 % — средства местного бюджета) весьма проблематична для муниципалитетов, если учитывать что средний показатель доли инвестиций за счет муниципального бюджета по моногородам составил в 2015 г. всего 0,9 % от общего объема инвестиций. К тому же, с марта 2017 г. по рекомендации Счетной палаты РФ ФРМ еще более ужесточил условия по выделению средств на развитие моногородов: во-первых, наличие кредитных и финансовых ресурсов по участию инвесторов в проекте, во-вторых, финансирование будет выделяться только после выполнения и принятия работ на соответствующем уровне [17]. Таким образом, анализ бюджетной обеспеченности и инвестиционных возможностей муниципалитетов Крайнего Севера выявил негативные тенденций в связи со сложными экономическими процессами, происходящими в целом в стране, которые частично нивелировали усилия государственных и муниципальных органов власти, направленные на улучшение инвестиционного климата. Однако начиная с 2016 г. отмечается улучшение ситуации ввиду адаптации экономики к кризисным процессам и некоторой стабилизации на нефтяном рынке. К тому же, правительством, как уже отмечалось, был принят ряд мер на региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение инвестиционной среды. Для оценки эффективности внедрения и влияния данных мер на инвестиционный климат в муниципалитетах был изучен опыт Мурманской области, которая полностью входит в Арктическую зону РФ, органы власти которой среди всех регионов Севера ведут наиболее активную политику по улучшению инвестиционной среды и созданию благоприятных условий для развития бизнеса. Оценка эффективности инвестиционной политики на примере муниципалитетов Мурманской области. Особенностью формирования поселений в Мурманской области является тот факт, что они развивались как горнодобывающие центры в местах разработки полезных ископаемых, поэтому значительная часть городов, расположенных в регионе, имеют статус монопрофильных. Из рассматриваемых муниципалитетов, имеющих статус городского округа с численностью населения от 20 до 100 тыс. чел., в Мурманской области расположены четыре моногорода (Кировск, Ковдор, Мончегорск и Оленегорск) и Апатиты, которые не относятся к монопрофильным. Для поддержки экономик моногородов и развития в них инвестиционных возможностей правительством РФ принимаются исчерпывающие меры. Так, Министерством экономического развития РФ разработан Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включающий 95 конкретных направлений, ориентированных на поддержку моногородов по линиям различных ведомств [18]. Кроме федеральной поддержки, в регионе активно ведется работа по развитию инвестиционной среды за счет предоставления широкого спектра господдержки на всех этапах реализации проектов: равный доступ к ресурсам и рынкам, финансовая поддержка, благоприятный налоговый режим, отсутствие административных барьеров и т. д. [19]. Основными субъектами, влияющими на величину и динамику инвестиций в основной капитал, в муниципалитетах Мурманской области выступают крупные горнодобывающие предприятия. Так, например, в Кировске объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2015 г. составил 14,0 млрд руб., что на 9,5 % выше уровня 2014 г., из которых 99 % составляют инвестиции организаций, расположенных на территории муниципалитета. Муниципальными органами власти прогнозируется дальнейшее увеличение объемов капитальных вложений организациями горнодобывающего сектора в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов. Согласно плану модернизации г. Кировска, к 2020 г. объем привлеченных инвестиций составит 3,3 млрд руб., из которых 2,6 млрд руб. за счет частных инвесторов [20]. Реализуемые в течение 2016-2018 гг. краткосрочные и среднесрочные инвестиционные проекты позволят создать 114 дополнительных рабочих мест, а также благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Если до 2015 г. отмечалась тенденция снижения численности индивидуальных предпринимателей, то с 2015 г. наблюдается их рост, связанный с развитием 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz