Север и рынок. 2017, N 3.
преобразования национальных структур управления в целом — как в рамках совершенствования официального законодательства, так и в институтах управления, а также в связи с появлением новых тенденций в отношении общества к горнодобывающей промышленности. Однако различаются способы осуществления этих преобразований и формирования национальной политики в отношении горнодобывающей промышленности в свете этих преобразований, а также степень изменения общества. В контексте Гренландии происходящие трансформации следует, в первую очередь, понимать в свете изменений, внесенных в структуру институтов управления. В основе этого процесса лежит постепенная, все еще продолжающаяся передача власти и ответственности властям Гренландии от правительства Дании. Процесс установления такой формы независимости Гренландии имеет решающее значение для понимания роли горнодобывающей промышленности на территории как с точки зрения вклада в ВВП Гренландии, так и в конечном счете как основы национальной независимости в целом. В то же время Гренландия благодаря Дании тесно интегрирована в европейскую структуру, в отличие от Норвегии и, в частности, России. Это наиболее четко проявляется в подходе к (стратегическим) оценкам воздействия на окружающую среду. В Норвегии интерес к горнодобывающей деятельности в последние годы начал возрастать, особенно в свете того, что происходящие в последние годы события в норвежской нефтяной промышленности усиливают неопределённость прогнозов путей её развития. Таким образом, развитие добычи твердого минерального сырья представляется перспективным с точки зрения роста национального дохода. Тем не менее дискурс, касающийся горнодобывающей промышленности Норвегии, значительно изменился по сравнению с предыдущими периодами ее расцвета. На несоизмеримо более высокий уровень сегодня вышло обсуждение неизбежно связанных с ней экологических последствий. Добыча минерального сырья хоть и рассматривается как существенная часть экономической стратегии для постнефтяного общества, она не лишена экологических проблем, хотя их масштабы и не столь глобальны, как у нефтегазовой промышленности. Остается открытым вопрос о том, являются ли экологически ориентированный подход к законотворческой деятельности, а также акцент на децентрализации принятия решений достаточно эффективными для решения задач обеспечения экологически устойчивой горнодобывающей промышленности. Трансформационные процессы, проходящие в Российской Федерации в течение последних нескольких десятилетий, глубоки и широкомасштабны с учетом перехода от плановой экономики к рыночной, подразумевающего, в частности, формирование новой системы управления в сфере природопользования. При этом сложно определить все положительные и отрицательные аспекты воздействия различных изменений на систему управления и, собственно, на процесс недропользования. С одной стороны, в законодательстве, регулирующем вопросы недропользования, отчетливо прослеживаются новые элементы, присущие рыночной экономике, предпринимаются попытки вовлечения различных заинтересованных сторон в процессы развития и становится очевидным появление экологически обоснованного подхода к оценке таких процессов. Тем не менее довольно устойчивыми продолжают оставаться элементы, присущие системе управления, свойственной плановой экономике. Экологический подход только начинает формироваться, при этом наблюдается очевидное сохранение традиций централизованного управления, что существенно отличается от ситуации в Гренландии и Норвегии. В продолжение проведенного исследования определенный интерес может представлять рассмотрение процедуры принятия решений на уровне конкретных горнопромышленных предприятий, работающих в Арктике, с учетом как их общей нацеленности на устойчивое развитие, так и национальных особенностей продвижения в этом направлении. Литература 1. The Greenland Self-Government Arrangement. Statministeriet (The Danish Government). URL: http://www.stm.dk/_a_2957.html ( accessed 20.06.2017). 2. Report “To the Benefit of Greenland” // Aalborg Universitet: site. URL: http://vbn.aau.dk/files/208241864/To_the_benefit_of_Greenland.pdf 3. Ludvigsen E., Haugen S., Ellefmo S. Mineral resource management in Norway // Norsk Bergforening: site. URL : http://norskbergforening.no/wp-content/uploads/2017/02/MRM_-Article.pdf ( accessed 21.06.2017). 4. Hojem P. Mining in the nordic countries. A comparative review o f legislation and taxation. URL: http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:842595/FULLTEXT01.pdf ( accessed 21.06.2017). 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz