Север и рынок. 2017, N 3.
значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся к участкам недр местного значения [13]. В настоящее время можно сказать, что при сохранении ряда проблем система органов государственного управления в сфере рационального использования и охраны недр в значительной степени сформировалась. Процесс реформирования ресурсного законодательства непрерывный, но достижением конкретного характера в сфере недропользования является то, что с 2 0 1 2 г. существует четкое разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти в зависимости от видов полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи которых предоставляется участок недр, либо вида подземных сооружений, для строительства и эксплуатации которых он предоставляется [15]. Для реализации государственной политики в области недропользования используется такой важный инструмент, как федеральные целевые программы. В качестве основного источника финансирования этих программ выступает федеральный бюджет. Кроме того, мероприятия, включенные в такие программы, могут финансироваться из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. Такое софинансирование предоставляется для осуществления инвестиционных проектов, ориентированных на интересы регионов и участвующих в проектах организаций [16]. К компетенции региональных органов власти относятся полномочия по формированию и проведению политики только в отношении общераспространенных полезных ископаемых, но в своей деятельности они ориентируются на приоритеты и направления политики федерального центра. В качестве инструмента для реализации такой политики используются региональные программы в области недропользования и охраны окружающей среды, которые, в частности, разработаны во всех северных регионах Российской Федерации. В то же время регионы не имеют возможности участвовать в аналогичных федеральных программах на основе софинансирования вследствие нехватки собственных средств в региональных бюджетах, что стало типичной особенностью финансового положения российских регионов. Финансовая поддержка региональных программ также осуществляется в форме софинансирования. Источниками являются региональные и местные бюджеты, а также средства предприятий и организаций. Часто реализация региональных программ осложняется рядом проблем. К характерным особенностям, затрудняющим достижение поставленных в программах целей, следует отнести недостаточный объем выделяемых средств, отсутствие механизма, позволяющего проверить степень достижения целей, незначительное количество инвестиционных проектов, частую практику отсрочки осуществления мероприятий и в целом несогласованность заложенных в программах мер по решению экологических и природоохранных проблем в регионе [17]. Во второй половине 2014 г. экономическая ситуация в России значительно ухудшилась вследствие падения мировых цен на минеральное сырье, а также геополитического кризиса, что привело к полному или частичному сворачиванию всех государственных программ. Однако ряд основных направлений политики в области недропользования не подвергся сокращению, а именно: обеспечение увеличения запасов и поддержания уровня добычи полезных ископаемых в развитых регионах; организация геологоразведочных работ на новых участках и разработка минерально - сырьевой базы нетрадиционных и трудно извлекаемых полезных ископаемых. Часть мероприятий в этих областях одновременно является неотъемлемой частью Государственной программы социально-экономического развития Российской Арктики, которая была принята в мае 2014 г. В 2014 г. в федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения, предусматривающие введение новой системы экологического регулирования и условий перехода экономических субъектов на «технические стандарты лучших доступных технологий». Переход к новой системе экологического регулирования непосредственно касается горнодобывающих компаний, большинство из которых входят в число предприятий, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Федеральными властями были определены наиболее экологически опасные промышленные предприятия, которые должны начать внедрять наилучшие доступные технологии уже с 2017 г. Несмотря на установленный длительный переходный период, разработка методологической и нормативной поддержки перехода к новой системе экологического регулирования потребует серьезных усилий [17]. Проведенное исследование национальных особенностей институциональных условий развития горнодобывающей промышленности на арктических территориях в трех странах позволяет сделать вывод о том, что они обладают схожими чертами, но также имеют и существенные различия. Прежде всего, общим для всех трех стран является то, что развитие отрасли происходило в рамках 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz